Аэропорт в квартире

Миниатюрные копии самолетов — это особая индустрия, не связанная, как могло бы показаться, с детскими игрушками ничем, кроме общей идеи — культа авиации. Модели, в точности повторяющие реальные самолеты, покупают авиакомпании, туристы и — в основном — коллекционеры. О редчайшем в России увлечении рассказывает Виктор Старицин, издатель и главный редактор делового еженедельника «Конкурент».

Самолеты и в особенности аэропорты — моя всегдашняя страсть. Аэропорт — это целый мир, сложный организованный механизм с особой атмосферой. Привлекательной. Несколько лет назад в одном из зарубежных аэропортов я наткнулся на отдел сувениров, где продавались миниатюрные модели самолетов, и купил пару экземпляров на память. Теперь моя коллекция состоит из пятисот моделей. В ней представлена вся история мировой гражданской авиации от Ju-52 и DC-3 до А380. В этом я неплохо разбираюсь. На любительском уровне, конечно.
Модели заказываю через Интернет либо покупаю в поездках за границу (продаются в некоторых крупных аэропортах мира — места надо знать!). Цены от $10 до $70. Раритетные, снятые с производства модели, намного дороже. Каждая модель имеет свой бортовой номер, как у самолета, с которого она скопирована.
Стандартный масштаб для моделей — 1:500. Собирать самолеты большего масштаба (1:200, 1:72, таких у меня штук десять) невозможно из-за их размеров и, кроме того, неинтересно, так как они обычно пластиковые. А миниатюрная модель в пятисотом масштабе выполняется из металла. Штамповка деталей, окраска производится на станках, шлифовка-доводка — вручную. Самая дорогостоящая часть производства — окрашивание. Чем красочнее самолет — тем дороже модель. Понятно, что такую работу могут выполнять только в Китае. Там все и делают. Но под контролем европейских производителей. Крупнейшие изготовители — компании «Herpa», выпускающая также железные дороги, и «StarJets». Модели последней лучше по качеству (глубже детализация, меньше пластиковых деталей), но найти и купить их труднее. Немецкая «Herpa» захватила рынок.


Модели самолетов, в отличие от моделей железных дорог, начали производить совсем недавно, в 1990-х годах. Индустрия коллекционирования сейчас активно развивается. Тягу энтузиастов (так коллекционеров называют в англоязычном мире) маркетологи грамотно подогревают с помощью специализированных журналов. В мире есть сообщество коллекционеров. Люди общаются, обмениваются своими моделями. Но в России этим почти никто не увлекается. По моим сведениям, у нас в стране есть еще две-три частные коллекции, сопоставимые с моей.
Производители сейчас предлагают и готовые к сборке аэропорты в том же масштабе — 1:500. ВПП, рулежки, стоянки, — все сооружения, можно заказать даже освещение и CD со звуками аэропорта. Класс, да? Когда у меня будет свой дом, в подвале первым делом построю свой личный аэропорт. Но не хочу брать готовый комплект, спроектирую аэропорт сам, закажу макет местным мастерам.
Вся коллекция находится у меня в городской квартире. Нелегкое дело — держать эту армаду в чистоте. Протереть пыль со всех экспонатов — это действо занимает ровно 8 часов. Проверено. Главный враг коллекции — домработницы. Им строжайше запрещено дотрагиваться до самолетов, но время от времени модели падают их жертвами: то шасси отобьют, то винт. Теперь вот сын подрастает… Скоро дотянется до нижних полок со стула. Вопрос: «Что делать?», — пока не решен.

Текст Андрея Матушкина. Фото предоставлены Виктором Старициным. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 40, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>