Частные крылья

Человек на воздушном змее с мотором за спиной — уже привычная картина для приморского неба.
О самом доступном способе стать летчиком рассказывает Наталья Владимирова. Фото предоставлены клубом «Примпарамотор».

Самолет в 30 кг

Кто сказал, что люди не летают как птицы? Островский? Информация устарела. Летают, еще и как. Правда, на «низких высотах». Все, что для этого нужно, — крыло, моторчик и несколько метров для разбега.
Давняя мечта человека воплотилась совсем недавно. Понятие СЛА — сверхлегкой авиации — вошло в обиход в конце 80-х годов прошлого века. Тогда появились новые летательные аппараты и соответствующие виды спорта: дельтапланеризм, полеты на микросамолетах, парапланах, дельталетах.
Аппараты СЛА делятся на два вида: безмоторные — (дельтапланы и парапланы, так называемые «свободники»), и моторные — микросамолеты, мотодельтапланы, паралеты, автожиры, сверхлегкие вертолеты и мотопарапланы, о которых и пойдет речь.
Мотопараплан (или парамотор) состоит из рюкзака с мотором, присоединенного к мягкому крылу (параплану). Полный комплект всего оборудования спокойно умещается в два рюкзака и легко транспортируется в багажнике любого автомобиля. Вес парамотора, как правило, не превышает 25—30 кг. Никакого дополнительного оборудования для обеспечения полетов не требуется. Парамотор собирается и проверяется в считанные минуты. Средняя скорость в полете — около 40 км/ч, а при попутном ветре — все 80. На этом аппарате можно летать в любое время года и за считанные часы добраться из одного субъекта федерации в другой. Ограничений немного: ветер более 10 м/с, осадки, сложные метеоусловия. Зимой, как утверждают «мотористы», летать интереснее и проще: воздух плотнее, спокойнее. Поскольку речь идет о низких высотах, официального разрешения на полет не требуется.

Приморские птицы

В Приморье парамотористы появились совсем недавно. Клуб любителей сверхлегкого воздухоплавания был основан в 2005 году по инициативе Дмитрия Усольцева, который после поездки в Иркутск привез во Владивосток летательный аппарат и официально выданные права на вождение. Костяк клуба «Примпарамотор» составляют несколько человек: бывшие военные, летчики, парашютисты. Как и любой спорт, мотопарапланеризм развивается благодаря массовости участников. К тому же, летать одному опасно. Члены клуба распределяют обязанности между собой: кто-то занимается покупкой оборудования, кто-то обучением тех, кто проявляет заинтересованность, начинает летать и постепенно превращается в нового члена клуба.

Цена полета

Вся конструкция мотопараплана состоит из крыла — купола — и силовой установки. Крылья мотопарапланеристы используют те же самые, что и «свободники». Они различаются по классам: «Стандарт», «Перфоманс» и «Компетишн». Последние два обладают повышенной «воспаряемостью», то есть они более чувствительны к потокам воздуха и, соответственно, более сложны в управлении. Их используют асы и спортсмены-парапланеристы. Для полетов на мотопараплане оптимально подходят купола класса «Стандарт». Впрочем, наука не стоит на месте, и в последние годы хитроумные производители стали делать специализированные крылья, с подбором параметров, соответствующих новым модификациям двигателей… В любом случае, поскольку спорт связан с риском для жизни, а крылья — это основа полета, их изготавливают на фабриках (как в России, так и за рубежом) по специальным расчетам с точностью до миллиметра. Крыло продается всегда целиком. Цена колеблется от 1200 до 1600 евро за новое изделие.
Парамотор управляется двумя стропами (которые позволяют делать повороты вправо и влево) и ручкой управления двигателем для набора высоты или снижения. Двигатель парамотора миниатюрный — двухтактный, одноцилиндровый, но обладает изрядной мощностью до 30 лошадиных сил. Цена нового мотора сравнима с автомобильной — от 2500 до 4000 евро…


Можно купить всю систему целиком, можно по отдельности — крыло и мотор, а можно приобрести силовую установку в качестве «набора для самостоятельной сборки». Опытные летчики могут собрать раму, на которую крепится двигатель, своими руками. Разумеется, при выборе оборудования следует советоваться с профессионалами.
В Приморье летательный аппарат можно купить двумя способами: через клуб «Примпарамотор» или напрямую у поставщика. У клуба налажена связь с Иркутской организацией, там помогут советом и посодействуют в покупке. Крылья можно приобрести у «свободников» или также методом непосредственного контакта с поставщиком.
Хороший мотопараплан обойдется примерно в 250 тысяч рублей. Конечно, звучит пугающе. Но подумайте — такая уж это большая сумма за воплощение в жизнь самой старой мечты всего человечества? К тому же, установку лучше всего покупать вскладчину на двоих-троих, потому что авиационная техника должна летать, а не стоять в ангаре, а в одиночку вы вряд ли будете ее эксплуатировать по полной программе. Наконец, если после обучения у вас не возникнет желания покупать оборудование, его можно взять в аренду.
Что касается затрат на эксплуатацию, то они, как и у любой техники, зависят от: технических характеристик аппарата и режима его использования. Расход топлива и масла связан с маркой двигателя. Наиболее распространенные итальянские MINI-2 расходуют порядка 2—3 л в час. Например, в маршрутном полете до Хабаровска наши парамоторщики на одном баке (10 литров) пролетели 110 км (2,5 часа в воздухе).
Ограничения по весу пилотов почти нет — крылья шьются с «вилкой» в 30 кг. При подборе крыла необходимо учитывать не только вес пилота, но и вес мотора. Тандемное крыло может поднять 220 кг, то есть двух человек и даже «маленькую тележку». Кстати, маленькая тележка в данном случае не фигура речи. Легкая трехколесная конструкция позволяет погрузить в нее мотор (а не тащить его на себе). Правда, она предназначена для аэродромных полетов — в конце маршрута должна быть площадка для приземления. Садиться на деревья с тележкой не очень-то удобно. А такие случаи бывали: над тайгой глох мотор, и отважные летчики шли пешком по бездорожью, поменявшись ролями с техникой.

Главное, чтобы костюмчик…

Во что одеваются мотопарапланеристы? Летом, если полеты «над полянкой» — в то же, что и на обычном отдыхе — в шорты, футболку, кроссовки. Необходимо учитывать то, что в воздухе при движении температура ниже, чем на земле. Если полеты «маршрутные» — то есть «от точки до точки», то готовиться надо еще предусмотрительнее. Летом это легкий летный костюм с длинным рукавом, который можно приобрести в любом магазине спецодежды. Зимой — лыжный костюм и перчатки с подогревом, которые подключаются к генератору двигателя. Существуют специальные встраиваемые жилеты, которые снижают риск полета над акваторией. В случае падения в воду жилет дает возможность выбраться из-под конструкции и освободиться от тяжелого двигателя. Но над водоемами «мотористы» стараются не летать — это опасно.

Маршруты

География полетов «Примпарамотора» обширна, охватывает разные уголки Приморского края, но чаще всего участники клуба парят в окрестностях Артема и Владивостока. Обычно клубные полеты проводятся на Штыковском аэродроме, а зимой ещё и надо льдом Амурского залива. Прошлым летом клуб два раза летал в Хабаровск. С посадками, конечно. Кстати, для взлета и посадки годится любая ровная площадка, умельцы стартуют даже с небольшого пятачка — 10х10 м.

Курс на небо

Если вы твердо решили стать мотопарапланеристом, нужно пройти обязательный, но недолгий курс обучения. Если у вас уже есть опыт прыжков с парашютом, процесс сокращается до одной «смены» (параплан управляется аналогичным образом), — и вы уже готовы к самостоятельному полету. Занятия «с нуля» требуют как минимум 3—4 летных смены. Теорию проходят самостоятельно: по электронной почте вам высылается небольшая методичка, по материалу которой надо будет отчитаться на первом уроке. После этого приступают к занятиям на земле — с крылом и мотором. С непривычки аппарат довольно тяжело держать на взлете. Однако после преодоления первого психологического и физического барьера — старта — все становится легко и просто. Даешь газу, перебираешь ногами, откидываешься — и мотор сам выносит тебя в небо!

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 39, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>