Две сестры

«Надежда» и «Паллада». Белоснежная младшая и элегантная, с белой полосой по черному корпусу, старшая… Встретить любую из этих красавиц в океане под полными парусами — все равно, что увидеть мираж в пустыне, — необычайно редкое и очень красивое явление. Парусных фрегатов в мире не так уж много — по пальцам можно перечесть. На всю Россию приходится всего пять больших парусных судов, и «Надежда» с «Палладой» относятся к их числу. Причем оба этих скоростных фрегата приписаны к порту Владивосток, что тоже, по-своему, является фактом уникальным, ведь в мире существует всего два города, обладающих сразу двумя парусными судами. Второй — столица Японии — Токио.
Оба корабля: «Надежда», и «Паллада» — в первую очередь, парусные «полигоны» для обучения гардемаринов. Именно здесь вчерашние мальчишки настоящими мореходами — несут свои первые вахты, привыкают к будничной работе в море. «Надежда» готовит на своем борту курсантов МГУ им. Г.И. Невельского, «Паллада» дает необходимые профессиональные навыки студентам Дальрыбвтуза.
Суда такого класса являются еще и представительскими. Они — гордость России. Оба фрегата ходили в кругосветное плавание, а на счету «Паллады» даже две кругосветки. Первая «непреднамеренная» прошла в 1992 году, а из второй «Паллада» торжественно вернулась во Владивосток в августе этого года.
Нам удалось встретиться с капитанами обоих фрегатов. И каждый из них с гордостью поведал о судне и о своем походе за три океана.

«Надежда». Путем Крузенштерна

«Надежда» была спущена на воду на польской судоверфи в Гданьске в 1991 году.
В истории учебного парусного флота немало кораблей было названо именем святой Надежды. «Надеждой» назывался знаменитый шлюп, который под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского совершил первое русское кругосветное плавание. Через двести лет спустя после этого знаменательного события, 25 января 2003 года, уже современный фрегат «Надежда» под командованием капитана Владимира Василенко вышел из Владивостока. Ему выпала честь повторить основные вехи пути своей крестной предшественницы. Этим самым походом было положено начало еще и российским парусным кругосветкам XXI века.


429 дней потребовалось парусному фрегату «Надежда», чтобы обойти Землю, оставив за своей кормой 44618 миль пути в водах трех океанов. Самая северная точка, куда «взбиралась» «Надежда», — порт Турку в Финляндии; южная — мыс Горн. Половину пути фрегат прошел под парусами, а это не только своеобразный рекорд, которым гордится его экипаж, но и тяжелый физический труд всей команды.
Судно посетило тридцать портов двадцати стран мира, в том числе участвовало в праздновании трехсотлетия Санкт-Петербурга, где стало украшением торжества. Тысячи петербуржцев смогли взойти на борт «Надежды» в дни юбилея «северной столицы».
Огромный интерес к себе российское парусное судно вызывало во многих портах мира, которые оно посетило за время плавания. В Гданьске «Надежду» навестил ее «отец» — конструктор больших парусных кораблей Зигмунд Хорень, специально приехавший посмотреть на свое детище.
В Хониаре борт судна почти в полном составе посетил кабинет министров Соломоновых островов. А в Гонконге на фрегат поднялся сам Джеки Чан!
За время кругосветки «Надежда» попадала в критические ситуации, которые все же удалось разрешить. На подходе к Адену началась война США с Ираком. Поэтому на этом участке пути судном не однажды «интересовались» военные самолеты, а в Красном море — патрульные караваны.
Благодаря попутным ветрам и рационально проложенному курсу удалось сделать насыщенно интересным 24-х суточный переход через вод-ные «пустыни» Тихого океана, который обычно угнетает дух моряков из-за своей протяженности. В условиях необычайно хорошей видимости «Надежда» прошла мимо известнейших островов архипелага Хуан-Фернандес — Александр-Селькирк и Робинзон Крузо; острова Пасхи, острова Питкэрн.


Моряк — не моряк, если в штормах не побывал. Как настоящее морское плавание может обойтись без океанских бурь? Первый сильный шторм настиг судно при переходе из Гибралтара до Гданьска, вокруг Англии. Крен судна доходил до
35 градусов, это послужило своеобразной проверкой фрегата на прочность и его готовность к покорению парусного «Эвереста» — мыса Горн. Потом был сам мыс Горн, где буря не стихала почти два дня. В достаточно суровых погодных условиях проходил и конец плавания.
Но не шторма и пираты страшны в современной кругосветке, а время, длительность рейса. Не менее важную роль играют отношения каждого человека, присутствующего на судне, к рейсу, его общим задачам, к своим обязанностям, друг к другу. Стабильная, ровная психологическая обстановка на судне в течение всего похода — залог успеха рейса. В кругосветке на «Надежде» курсанты показали настоящую стойкость и мужество. Первый этап, в котором принимали участие студенты-судоводители МГУ, продлился 5 месяцев, а прилетевшие им на смену из Владивостока судомеханики отработали на «Надежде» всю оставшуюся часть пути — 9 долгих месяцев. Мальчишки. У них есть свойство равняться на плечо сильного. Даже тяжелая работа воспринималась ими с энтузиазмом и чувством долга.
Четырнадцать месяцев — очень длинный по времени морской поход. Убывали-прибывали курсанты, ученые, журналисты, другие участники рейса, и все же из 322 человек 34 члена экипажа прошли этот сложный путь вместе с «Надеждой» от начала и до конца. Это те люди, которые давным-давно лелеяли в своих сердцах мечту о кругосветке, готовились к этому событию и в итоге смогли осуществить свое заветное желание. 28 марта 2004 года прославленный фрегат, за которым следил весь мир, вернулся из четырнадцатимесячного кругосветного плавания в родной порт Владивосток.

Паллада». Вслед за Беллинсгаузеном

Владивостокская «Паллада» появилась на свет на той же на польской судоверфи в Гданьске, что и «Надежда», только двумя годами раньше. Назвали ее в честь знаменитого российского корабля, в 1852 году отправившегося из Кронштадта в Японию через Атлантический, Индийский и Тихий океаны с дипломатической миссией. Писатель И.А. Гончаров, путешествующий на корабле, написал позднее роман об этом событии «Фрегат «Паллада».
С тех пор почти 13 лет приморское судно провело в пути. На его счету две кругосветки: в 1992 году, а из последнего кругосветного плавания «Паллада» вернулась совсем недавно — в августе. О больших путешествиях фрегата рассказывает капитан корабля Николай Зорченко.
В 1992 году кругосветка была случайной.
Те времена были трудными не только для судна, но для всей страны в целом. Поход «Паллады» не был должным образом профинансирован, и судьба принесла ее домой, проведя по большому кругу. Парусник участвовал в трансатлантической регате «Колумбус-500», посвященной 500-летию открытия Америки Колумбом, и в японской регате, проводимой по случаю Дня Моря. Это была не классическая кругосветка, с проходом мысов Горн и Доброй Надежды, но земной шар «Паллада» обогнула.
Но времена изменились. Кругосветка 2007—2008 годов была хорошо профинансирована, организована, отлаженные связи в разных странах мира способствовали тому, что плавание прошло без особых надрывов для команды и ущербов для судна.


Поход парусника был посвящен 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, а также 50-летию начала советских исследований Антарктиды.
Основная цель — отдать дань уважения российским первооткрывателям и исследователям Мирового океана, напомнить русскому народу о его славной истории. За время девятимесячного похода команда «Паллады» кое-где даже приводила в порядок памятники российской истории.
Везде, куда прибывала «Паллада», а судно за время плавания посетило 19 стран мира, ее встречали. Везде можно было наблюдать неподдельный интерес к российскому кораблю. В порту Морсби, Папуа-Новая Гвинея от излишних сближений с представителями местного, весьма раздетого и дикого, населения членов экипажа приходилось даже оберегать. В Гаване, на Кубе, тысячи местных жителей с российскими флагами в ожидании прибытия фрегата оккупировали все 14 с половиной километров береговой полосы. В Сингапуре на борт фрегата поднялись 8 послов различных стран, в том числе Украины, США и Бельгии. «Паллада» была открыта для всех желающих, а в бортовом музее судна — предложена обширная экспозиция, посвященная истории российского мореходства.
Фрегат за время кругосветки установил рекорд, попавший в книгу рекордов Гиннеса, как самый быстроходный парусник в мире, развивающий скорость более 18 узлов.
За девять месяцев плавания экипаж менялся два раза. Три курсантских состава, а это более 400 молодых судоводителей, судомехаников, курсантов, юнг и кадетов из Москвы, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Находки и других городов России приняли участие в походе. Кругосветка — не путешествие. Каждый день благополучного плавания достигается тяжелым и слаженным трудом всех членов команды корабля. И молоденькие курсанты играют здесь не последнюю роль. Разным по натуре людям приходилось привыкать ко многому, а главное — к дисциплине и выдержке.


Самый тяжелый этап плавания пришелся на первую смену — курсантов Владморколледжа и кадетов из Костромы. Им пришлось готовить судно к походу еще до выхода из Владивостока. Переход из российского климата в жаркие тропики также дал о себе знать. Участники этого этапа после смены отдыхали в кубинском отеле. Второй этап плавания проходил через Атлантику. Сильно штормило, матросам было очень тяжело. Красное море — третий этап плавания — встретило жарой.
В кубриках больше 30 градусов, душно, с непривычки невозможно спать. Вдоль побережья Сомали «Палладу» подстерегала большая вероятность нападения пиратов, в последнее время они стали очень активными в этих краях. Два раза на радаре «высвечивалась» опасность сближения с неизвестными целями. Но фрегату повезло, не в пример девяти(!) за 48 суток ограбленным судам.
Но не только с опасностями и бурями необходимо справляться молодым курсантам. Вежливость и морское гостеприимство — всегда отличали российского моряка. Участники похода присутствовали на церемониях приветствий в возложения венков, стояли в почетных караулах, проводили экскурсии для посетителей «Паллады». Они всегда были на высоте и не раз доказывали этим самым, что русскому моряку все по плечу. Российский парусный флот умеет хранить свои традиции вне времени, вне пространства.

Фото предоставлено пресс-центром МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 37, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>