Элитарная массовка

У каждого, кто окажется в Москве и начнет скучать без друзей и денег, всегда есть шанс попасть в интересную компанию и неплохо заработать, независимо от возраста, образования, прописки и прочих анкетных данных. Главное, чтобы внешность была фактурной. Виктор Шохин, 47-ти летний фотограф из Владивостока, за год пребывания в Москве снялся в десятке картин на «Мосфильме». Известный фотограф показал лучшие кадры со съемок свежих отечественных фильмов.

В одном бараке с Михалковым

Если не считать небольшого опыта документальной съемки 20 лет назад в студии при лагере «Океан» во Вла­дивостоке, Виктор Шохин оказался в кино впервые. Приехав в Москву год назад, дебютировал в роли мужика в исторической драме «1612» о Борисе Годунове. Попал случайно. Пригласил друг-москвич, который время от времени участвовал в массовках. Возможность фотографировать на съемочной площадке, интересное общение, вкусные обеды и в довершение — стабильные гонорары, — так «Мосфильм» затянул нашего героя на год. На съемках «Утомленные солнцем-2» о продолжении нелегкой судьбы наркома Котова Шохин был политзаключенным и сидел в одном бараке с режиссером Никиктой Михалковым (исполняющим роль главного героя). В фильме «Адмиралъ» о Колчаке, которого играет Константин Хабенский, где снимаются Елизавета Боярская, Сергей Безруков, Федор Бондарчук и многие другие звезды, поскольку фильм — госзаказ, Шохин осилил аж 15 ролей: горожанина, офицера, рикшу и т.п., танцевал на балу в Царицынском дворце вместе со специальной танц-массовкой из Большого театра. Весной фильм выйдет на экраны. Кроме того, приморский фотограф снимался в фильмах «Рожденные в СССР», «Я вернусь», «Униженные и оскорбленные», «Тяжелый песок» (в ролях: Нелли Уварова, Дмитрий Харатьян) и других, в том числе в индийском боевике, группа которого использовала «Мосфильм» в качестве съемочной площадки.

Соленый снег

«Мосфильм» сегодня — это центр отечественной киноиндустрии. А она стремительно развивается. Госзаказ, частные инвестиции. К примеру, бюджет фильма «Утомленные солнцем-2» — $100 млн., — рассказывает Виктор Шохин. — Ежедневно в Москве снимается около ста фильмов и сериалов. Каждое утро к проходной «Мосфильма» приходят тысячи желающих подработать в массовке кинофильма, телесериала или ток-шоу. У каждого съемочного проекта — свой бригадир по массовке. Проще всего попасть на телешоу. Но серьезному человеку эта экзотика быстро надоедает. Для съемки в хорошем фильме нужен подходящий типаж. Может повезти, как моему другу Анатолию Козырю, кандидату исторических наук, который попал в массовку последней картины Дзефирелли. Есть бородачи, которых в Москве всего человек 15, их приглашают сниматься во все фильмы, где нужны священники. В общем, вас не возьмут на роль бандита с лицом профессора и наоборот. Поскольку такса за съемки стабильная — от 400 до 700 рублей и выше в день, многие относятся к этому как работе. При хорошей загрузке можно зарабатывать в месяц по 20 тысяч рублей. Правда, заработок сезонный — весной и осенью бум. Летом затишье, съемки фильмов проходят на природе или в других городах. Но если вы попали в киногруппу, то вас будут приглашать на все выезды. К примеру, меня и моих товарищей по массовке этой весной зовут в Нижний Нов­город, где будут продолжаться съемки фильма «Адмиралъ». Знаете, массовка — это шикарный опыт. Сначала, конечно, чувствуешь себя неуютно перед камерой. Но потом привыкаешь. Главное, быть самим собой. Мне это было не сложно, к тому же у меня нет амбиций попасть в кадр. Я ведь фотограф. И расценивал все это как шанс посмотреть на мастеров кино и сделать интересные снимки. Откуда бы я узнал, что летом можно снимать зимние сцены, засыпав улицы тоннами соли, как это было на съемках фильма о Колчаке? Побывать в только что отреставрированном Царицынском дворце в форме офицера царской армии в окружении лучших актеров и красивых женщин! Или увидеть, как спокойно и точно работает Михалков! Для того чтобы поучиться у мастера в массовке вместе со мной были студенты ВГИКа, начинающие режиссеры, — тоже лежали на нарах или сидели в окопах. Плюс — теплая компания друзей. Таких же, как и я, непрофессиональных актеров. Всем за сорок, у каждого своя судьба. Зная, кто они, приятно осознавать, что ты попал в элиту российской интеллигенции. Один из них микробиолог, другой — лингвист, третий — физик-ядерщик, живущий в Дубнах, четвертый — бывший офицер КГБ, пятый — директор вычислительного центра. В общем, я чувствовал себя счастливчиком.

Фотограф-кочевник

Я больше 20 лет профессионально занимаюсь фотографией. Для меня это способ окунуться в различные ситуации жизни, в разные сообщества. Мне приятно ощущать себя в роли бытописца. Вглядываться в жизнь, даже если снимаешь обычный гвоздь или стол, показать его так, чтобы была видна его история. Интересно снимать человека в работе. Уловить рождение мысли. Входя в мир другого человека, ты учишься чему-то, открываешь новое и познаешь самого себя. Снимаю тех, с кем сводит судьба. Встречи в нашей жизни не случайны. И со многими людьми отношения длятся десятилетиями.
Фотография должна быть созидательной. Мне любопытен мир во всех его проявлениях. Кроме болезней. Люблю разные жанры — портреты, пейзажи и люблю их чередовать. Фотографирую и детей, и взрослых, и бомжей, и природу, но особенно мне интересны люди творчества. Хотя в любом человеке пытаюсь уловить творческое начало. Некоторые смотрят на свои портреты и сами удивляются, что в них есть что-то такое, чего они, может, раньше не замечали. Бывают несуразности — вроде бомж, а выходит портрет мудрого человека. Особый разговор — дети. Они открыты. Детство для любого человека — это основа его мироощущения. Делая портрет ребенка, можно передать перспективу, показать каким он будет, когда повзрослеет. У взрослого меньше эмоций, но характер уже не спрячешь, он на лице.
Человеку важно путешествовать. Даже если просто поднимешься на горку, ты взрослеешь, простор формирует новое мироощущение. Я прожил год в Москве, собираюсь ехать туда снова. Город мне не нравится, он агрессивный, но там много интересных людей и интересных дел. Во мне дух кочевника. Дедов гоняли по лагерям, родителей по всесоюзным стройкам. Сколько себя помню: живу в дороге. Первые шаги — в вагончике на БАМе. Так что сегодня я всю Россию воспринимаю как дом и вагон поезда, как съемную квартиру. Самые близкие места — это Саяны и Байкал, я там вырос. На втором месте — Приморье, это красивое одухотворенное место. Здесь живут почти все мои друзья.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>