Эротический эпос Приморья

У Приморского края история, хотя и богатая, но относительно небольшая — меньше 200 лет. Поэтому первые поселенцы с самого начала обустройства на берегах Тихого океана были вынуждены создавать собственную культуру. И делать это ускоренными темпами. Новые пространства, новые занятия, новые отношения нужно было освоить, чтобы жить здесь красиво и комфортно и передать эти знания потомкам. Так в Приморье сформировалось особое восприятие человека и нагляднее всего оно представлено живописью.
Конечно, приморская культура строилась на фундаменте российских, западных традиций и развивалась в их русле, но имела свои особенности. Связано это со множеством причин, но, пожалуй, самая главная из них — это высокая динамичность общества. С самого начала Приморье было землей, куда приезжали люди разных национальностей и разных занятий — представители самых разных культур. Русские, украинцы, корейцы, китайцы, японцы. Крестьяне, военные, рыбаки, ученые. В последние годы картина стала еще более разнообразной.
Каждый вносил и продолжает вносить свой вклад в создание особого приморского мировоззрения. Как и в любой культуре, одно из центральных мест в нем занимает тема человеческого тела. Телесность, эротичность — это, конечно, не просто обнаженная натура, это философские категории, древние, как само человечество. На них основана цивилизация.


Эротике в приморской живописи была посвящена одна из ярких выставок последнего сезона во Владивостоке «Русская Мандала». Галерея «PORTMAY» представила работы самых известных приморских художников, которых, несмотря на многообразие стилей, объединяет интерес к обнаженной натуре.
В этом нет ничего особенного. Ню — классический жанр живописи. Интересно, что каждый художник вкладывает в изображение тела собственный смысл и у каждого обнаженная натура выполняет свою задачу. Например, Виктор Федоров создает мифические картины, на которых тело женщины — это ключевой момент взаимодействия стихий: неба и океана. Напротив, женщина у Виктора Серова, художника увлеченного социальным подтекстом искусства, — анекдотический персонаж. Геннадий Омельченко показывает наготу как приближенность к миру вещей. Владимир Погребняк, знаменитый своим юмором и дизайнерским подходом к живописи, написал шесть картин, из которых составил шуточную фразу на тему мужской сексуальности. Евгений Макеев вплетает тело в красивые
и абстрактные формы. А на полотнах Рюрика Тушкина обнаженные тела — часть авангардно оформленной бытовой ситуации, ничего общего не имеющей с эротикой. Лидия Козьмина изображает голых людей в утонченной сказочной атмосфере, далекой от половых отношений. Лиля Зинатулина показывает тело как оболочку, театральную маску. А Всеволод Мечковский карикатурно изображает женские тела и строит из них скульптуры. Как видно, большинство работ от эротики далеко. Ажиотаж, вызываемый время от времени то религиозной, то политической цензурой, во многом надуман. Впору задать вопрос: а способна ли живопись вообще передавать эротическое чувство, вызвать возбуждение у зрителя? Вряд ли. Другое дело, что жанр ню может лаконично показать отношение людей к своей жизни.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 34, 2007 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>