Еврейский вопрос

Одно упоминание об этой национальности вызывает бурный эмоциональный отклик и вмещает в себя множество загадок. Хорошо это или плохо — неизвестно, но это данность. Такие понятия, как «аидише мамэ» (еврейская мама), еврейское счастье, еврейский нос и пр. уже давно стали символическими. Недавно услышала в Московском метро: «Это не кошерно!» (В смысле не хорошо). «Шалом», — теперь так модно приветствовать друг друга в отнюдь не еврейских компаниях. Так еврейские слова идут в народ. А что касается еврейских ценностей, они уже давно растворены во множестве народов.

Где только не живёт это живучее древнее племя. Географию расселения можно наблюдать по евреям, съезжающимся в Израиль со всего света: из Франции, Германии, Англии, Америки, Африки, Индии, Испании, Марокко, Йемена, Сирии.
Но где бы ни жили евреи, кроме Израиля, они везде в «галуте», т.е. в изгнании.

Язык первочеловека

Наличие двух еврейских языков: иврита и идиша — тоже результат галута. Современный иврит — производное от древнего иврита, на котором написано Пятикнижие Моисея, иначе именуемое Торой, Библией, или Ветхим Заветом. На этом языке звучат молитвы, евреи считают, что на нем говорил Адам. Любое имя и даже каждая ивритская буква имеют сакральное значение. Слова этого древнего языка чаще всего имеют трёхбуквенный корень, производные от этого корня не просто однокоренные слова, а связанные между собой философские понятия. Так слово ШАЛОМ, приветствие, пожелание мира, производное от него — МУШЛАМ — совершенство, а ШАЛЕМ — целостность. Запросто выстраивается цепочка: где целостность, там мир и совершенство. И такими глубокими взаимосвязями пронизаны все слова этого древнего языка.

Мамэ лойшен

Идиш — язык европейских евреев. Этот сленговый язык состоит и из ивритских слов, а также слов, стилизованных
на еврейский манер: польских, украинских, русских, немецких. Идиш — своего рода еврейский винегрет, причём, немного отличный в различных еврейских местечках. Сегодня идиш считается умирающим языком, т. к. шесть миллионов его носителей были убиты фашистами. Европейские евреи весьма болезненно относятся к исчезновению идиша (мамэ лойшен), ведь это язык их отцов. Некоторые, даже в Израиле, где государственным языком признан иврит, упорно продолжают говорить на идиш, учить ему своих детей. Евреи народ сентиментальный, у них текут слёзы, когда они слышат песни на идиш, даже если не понимают ни слова. Те, кто понимает, утверждают, что это язык очень сочный, красочный, колоритный и отказаться от него невозможно.

Эрэц Исраэль

Евреи неоднократно за свою тысячелетнюю историю были в рассеянии: в Египте, в Вавилоне, в Испании… и всегда возвращались в свой Эрэц Исраэль. Евреи уверены, что земля Израиля дана народу Всевышним. Об этом постоянно говорится в Торе. Израиль также понятие духовное. Когда еврей далёк от Бога, от исполнения заповедей, а стало быть, от своего предназначения, то душа его находится в галуте. Таким образом, возвращение возможно не столько физическим перемещением на землю, дарованную Богом, сколько духовным приближением. Чтобы вернуться из галута, приближение физическое должно объединиться с духовным.

Инженер вселенной и инструкция

У евреев с Богом непростые взаимоотношения. Для них Бог реален, как день. Мало того, они считают, что нет ни одного человека, рождённого еврейской женщиной, который бы не верил в Бога, даже если он сейчас воинствующий атеист, всё равно он потенциальный верующий, только пока не догадывается об этом. Ведь, если существует человек, то существует и Бог. Он-то и создал человека, впрочем, как и весь Мир. Тора — это письменная инструкция к применению этого Мира. Именно так рассказывал мне о назначении Торы мой знакомый биробиджанский раввин Мордехай. Бог — своего рода инженер, изобретатель нашего Мира; Тора же — свод правил, законов; благодаря жизни в соответствии с Торой люди наилучшим образом взаимодействуют друг с другом и природой, чтобы осуществить своё предназначение. Эти законы понятны и подробны, касаются самых различных аспектов человеческой жизни. Судите сами: «Не совершайте несправедливости на суде, в измерении, в весе и в мере; человек, который нанесёт увечье ближнему своему, как сделал он, так пусть будет сделано с ним; убивший скотину должен заплатить за неё, а убивший человека смерти будет предан» и множество других законов трёхтысячелетней выдержки.

Кошерно

Взаимоотношения человека и Бога — дело сугубо интимное, но касается каждого и потому всеобщее, из-за этого у евреев есть множество заповедей, которые проще исполнять сообща. Такова, например, заповедь о кошруте. Кошерно — значит пригодно для употребления. Так, евреи не едят мясного вместе с молочным — это не кошерно. Есть твёрдые правила о разделении пищи, выведенные еврейскими мудрецами на основании сказанного в Торе. Поэтому у любой еврейской хозяйки, соблюдающей традиции, имеется раздельная посуда для молочного и для мясного. Это касается абсолютно всей столовой утвари от кастрюль до кухонных полотенец и губок для мытья посуды. Кстати, в еврейском доме часто две мойки и раздельные плиты. Естественно, мясной борщ не подают со сметаной, а сыр с — колбасой. Между мясной и молочной трапезой должно пройти шесть часов, после молочного интервал меньше. С кошерным мясным всё не просто, хотя в Торе сказано об этом весьма понятно: «Так скажите сынам Израиля: всякое живое существо с раздвоенными копытами, с расщеплёнными копытами и отрыгивающих жвачку можете есть». При таких условиях это — коровы, овцы, козы, олени. Зайцев и прочих «лапоногих» есть нельзя, потому что у них нет раздвоенных копыт, а свинью есть нельзя, потому что она не жвачное животное. Но и не любая говядина кошерна. Животное необходимо правильно зарезать. Это может сделать только хороший специалист. Профессии резника долго учатся. Животное должно умереть безболезненно, для этого единственным движением перерезают определённую артерию, специальным, очень острым ножом. Если приходится сделать несколько движений, то мясо животного уже не кошерно, его не едят. Резник произносит и специальное благословение. Но и после этого мясо необходимо полностью обескровить. Кровь нельзя употреблять в пищу ни в коем случае, поэтому мясо хорошо просаливают и долго вымачивают. Для каждой бытовой мелочи у евреев есть чёткие рекомендации. Если хозяйка никак не может принять решения, то спрашивает, как поступить у раввина. Раввин и означает – учитель, у него нет духовного сана и и он не посредничает между людьми и Богом. Зачем же евреям все эти сложности? На это есть ответы в комментариях еврейских мудрецов: «Пища, служащая источником энергии для всего организма, оказывает большое влияние не только на биологические процессы, но и на мысли и чувства человека». Еврейский мудрец Рамбам говорил: «Соблюдение требований диетарных законов помогает человеку преодолеть стремление к получению удовольствий, даёт ему силы сдерживать свои желания и не считать удовольствие от принятия пищи и питья целью жизни».

Кошерные женщины

Кошеруют также и посуду. Перед употреблением новой утвари нужно окунуть её в микву (специальный ритуальный бассейн) и сказать подобающее благословение. Чтобы кошеровать уже употребляемую посуду, её кипятят в котле, или прокаливают на огне, но есть посуда, не поддающаяся кошерованию, её выбрасывают. Я, была свидетелем, как раввин Мордехай в лютый мороз долбил ледорубом прорубь в реке, чтобы окунуть в воду новые кастрюли и ложки. Многочисленное сочувствующее семейство подавало ему заиндевевшую утварь.
А что делать? В Биробиджане нет миквы — ритуального бассейна, но она нужна, поскольку у евреев есть понятие ритуальной нечистоты, которая может передаваться при соприкосновении с чем-то нечистым. Когда у евреев был храм
в Иерусалиме, священники избавляли прихожан от ритуальной нечистоты, опрыскивая водой, смешанной с пеплом красной коровы. Миква — своего рода очистительное средство. В этом бассейне не плавают, не купаются, а лишь окунаются. Летом таким бассейном может служить водоём с проточной водой, но поскольку есть еще и зимы, то для ритуальных очистительных процедур строят сложные миквы — сооружения с двойным бассейном: где соединяющиеся резервуары находятся друг над другом. Обязательное условие — это дождевая вода, которая собирается на крыше и стекает в нижний бассейн. В микву окунают посуду, иную необходимую утварь, погружаются после болезни. Женщины ежемесячно посещают микву, иначе они некошерны для своего мужа и чужих мужчин.
В семьях религиозных евреев много детей: рожают, сколько Бог пошлёт. Предохраняются только если беременность и роды угрожают здоровью и жизни матери. В семейной и интимной жизни таких евреев тоже масса любопытных пунктиков, весьма романтичных. Если их придерживаться, то муж будет желать свою жену до глубокой старости. Кстати, еврейство наследуется по матери, и по религиозным законам считается, что в смешанных браках дети имеют национальность мамы. Еврейский муж обычно во всём помогает своей жене. Так раввин Мордехай и салаты режет, и стирает, и меняет детям памперсы. Он говорит, что точно так же поступал его отец: «А по-другому не выжить в многодетной семье». В Израиле я неоднократно видела умилительную картинку: по щербатым улочкам торжественно вышагивает нарядная матрона с животом на излёте, впереди коляска с малышом, а справа и слева за юбку держатся дети, мал мала меньше. Вероятно, для этого религиозные еврейки и носят длинные юбки. Впрочем, никакой специальной женской одежды нет.

Dresscode

Женщина или девушка должны одеваться так, чтобы не привлекать алчущих взглядов мужчин. Замужние женщины ходят в париках, либо всевозможных шляпках: видеть красоту волос женщины имеет право только её муж. У мужчин
в одежде всё жёстче. Когда ходишь по улицам Иерусалима, кажется, что попадаешь в прошлое. Улицы полны людьми в длиннополых сюртуках, или пиджаках, с пейсами и без, в черных шляпах, цветных ермолках, в меховых штрэймэлах. Кто в брюках, кто в бриджах и белых гольфах — это зависит от того, как у кого было принято одеваться в местной общине, но у всех из-под одежды свисают верёвочки. Это цицит — кисточки на четырёх углах талеса (талита, талескона), ибо сказано в Торе: «Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы делали они себе нити на краях одежды своей во всех поколениях их… и будут у вас кисти, и смотря на них, вы будете вспоминать все заповеди Бога и исполнять их, и не будете блуждать, влекомые сердцем вашим и глазами вашими…». Талит — такая нижняя четырёхугольная одежда из хлопка или шерсти. Носят талит только мужчины и мальчики с трёх лет. Кстати, до этого возраста детей не стригут, поэтому мальчиков от девочек не просто отличить, а в три года мальчик проходит ритуал, его подстригают и одевают талит, теперь ребёнок должен потихоньку приобщаться к исполнению заповедей.

Заповедано

Заповедей у евреев хватает, это своего рода хорошо отработанная система полезных привычек. Как только человек открывает глаза, сразу произносит благословение. Множество еврейских благословений кажутся мне весьма поэтичными, вот утреннее благословение: «Благодарю тебя, Владыка живой и вечный, за то, что ты по милости своей вернул мне душу мою, а вместе с душою тело, велико твоё доверие ко мне». Затем можно спустить ноги с кровати и сделать «натилат ядаим» – омовение рук, для этого на тумбочке возле кровати стоит тазик с водой и ритуальная кружка с двумя ручками. Держась за правую ручку, поливают три раза левую руку, а затем правую. Прежде, чем начать есть, произносят благословение: есть пять благословений на разные виды пищи.
В течение дня есть множество других обязательных молитв и благословений, посредством которых еврей с утра до вечера общается с Богом. Таким плотным ежедневным общением пронизана вся его жизнь от рождения до смерти, а после смерти дела с Всевышним продолжают «улаживать» дети с помощью поминальных молитв. И так из поколения в поколение. Для чего? Вопрос слишком глобальный. Женщины освобождены от столь плотного графика общения, они и так ближе к Богу, чем мужчины. Чтобы мужская молитва дошла до Бога, должен собраться миньян, т. е. десять человек. Женщина с тем же успехом может молиться одна. Она свободна от множества ритуалов, связанных с точным временем исполнения, ей предпочтительнее накормить детей и уделить им внимание.

Кабалистический предмет

Тфилин — это такие чёрные коробочки, а точнее, квадратные футляры, которые носят  все мужчины, начиная с тринадцати лет, это возраст мужского еврейского совершеннолетия. Этот предмет прикрепляют с помощью кожаных ремешков на руку или на голову, туда где мог бы располагаться третий глаз. Это — весьма загадочное устройство, делается из кожи, взятой с загривка кошерного животного. Кожа множество раз вымачивается и формуется, готовый тфилин кажется сделанным из пластика. В каждом футляре четыре отделения, в них вложены по четыре пергамента с написанными от руки отрывками Торы. Абсолютно всё в этом предмете должно быть сделано из натуральных материалов, которые вручную прошиваются конским волосом. Это сакральная вещь, поэтому даже ремешки, поддерживающие тфилин в правильном положении, наматываются по форме начертания определённых еврейских букв. О нем можно рассказывать долго, ведь это и каббалистический предмет, и заповедь, и плод тысячелетних трудов еврейских мудрецов — талмудистов. На его последовательное изготовление уходит целый год. Обычно тфилин передаётся по наследству, когда совсем обветшает, его, как и религиозные книги, хоронят. Еврей должен одевать тфилин ежедневно.

Тора

В синагоге (переводится, как дом собраний) изучают Тору. Причём не безропотно внемлют, а спорят, ищут истину, познают, ликуют. Потому, в синагоге бывает шумно.
Существуют разные уровни познания Торы. Самый простой, который постигают дети – это уровень пшат (от «пашут» — просто), это буквальное прочтение сюжета, истории. Но с возрастом отношение к прочитанному меняется. Тору заново начинают читать ежегодно, каждую неделю по главе. Для знатоков изучение Торы — это процесс постижения Всевышнего, каждая ее буква неизменна и сакральна. Пятикнижие содержит в себе пророчества, духовные откровения и общечеловеческие законы, его постижением занимались тысячи поколений евреев от рождения до смерти. Ещё до того, как Тора была записана, существовала устная Тора, как считается, со времён Авраама — первого еврея. Постигнуть хотя бы часть Торы — участь избранных, их называют мудрецами.
Сегодня существует множество комментариев к Торе, это духовные откровения предыдущих поколений, это огромный талмуд, целые шкафы книг. Именно они помогают в постижении Торы современным мудрецам. Помимо мудрецов у евреев есть праведники, которые являются в этот мир, чтобы изменить его к лучшему. Каждое поколение рождает определённое количество праведников. Но посредников перед Богом у евреев нет. Есть, конечно, среди евреев и невежды, и глупцы, но большая часть народа понимает, насколько важна для них возможность исполнения заповедей, ведь для них это — выработка и поддержка свойств необходимых для постижения смысла жизни и познания Бога. Такое постижение называется кабалой (от слова «лекабэль» – получать), наукой о свойствах Бога, а стало быть, о природе всех вещей, о взаимосвязи духовного и физического.
Сегодня издаётся множество книг о кабале. Но, как правило, это всего лишь спекуляция на любопытстве толпы. Кабала преподносится, как магическое учение, что абсолютно не соответствует действительности. Настоящее постижение Бога невозможно без соблюдения заповедей. Адаптированная кабала для масс растворена в хасидизме — это такое направление иудаизма, когда и Тора, и заповеди преподносятся не как испытание и труд, а, прежде всего, как радость и благословение.

Еврейский оптимизм

Еврейский взгляд на мир, я бы сказала, весьма оптимистичен, поскольку нет случайностей: всё закономерно и меняется к лучшему. Даже если горе затмило человеку краски жизни, и ситуация кажется беспросветной, — это момент взаимоотношения Бога и человека, между ними происходит непрерывный диалог. Бог — это сущность, желающая человеку добра, но он специально скрыт и сам, и его намерения; для того чтобы у человека было право выбора ценностей, на которые стоит тратить дни свой жизни, чтобы человек не коим образом не чувствовал Его присутствия. Евреи говорят, что независимо от нашего выбора есть два пути: путь Торы, т. е. прямой путь, и путь страданий, по которому Бог методом кнута и пряника всё равно приведёт к Торе. Кабала учит человека видеть природу вещей.
У евреев есть притча о том, как предлагал Всевышний Тору различным древним народам. Один народ сказал: «В Торе есть заповедь “не укради”, а нам это не подходит, ведь мы промышляем грабежом». Другому народу не подходила заповедь «не убий»: «Мы — вояки, убиваем ежедневно». И третьему, и четвёртому народу не подходили заповеди Торы. Когда же Тора была предложена евреям, они сказали: “Наасэ вэ нишма”, – что ж, сделаем, а потом – узнаем». Это и есть самый настоящий еврейский ответ.
Евреи исполняют заповеди, а что из этого получится — мы еще увидим.

Текст Риммы Лавочкиной. Фото Николь Якутович. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 30, 2006 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>