Империя драконов

Наступивший год дракона для стран Юго-Восточной Азии имеет особое значение. Дракон в этом регионе не просто мифический зверь, как в Европе, это полубог, предок-покровитель и символ нескольких наций. В Японии, Корее, Вьетнаме, Камбодже с драконами связано множество легенд. Мы рассмотрим только китайские, как одни их древнейших, перекочевавших позднее в культуры других народов.
В Китае, который имеет выход к нескольким морям и океану и несет крупнейшие реки, просто невозможно было обойтись без повелителя водных стихий. Им и стал дракон (по-китайски Лун). Первым изображениям дракона эпохи неолита около 8000 лет. Уже тогда его связывали с водой и культом плодородия. Сохранилось более позднее предание о том, как дракон Ин Лун под руководством сказочного героя Да Юя пропахал своим хвостом русла будущих рек Янцзы и Хуанхэ. Все правящие династии вели свой род от дракона. Император носил титул «живой дракон», а его подданные скромно именовались «детьми драконов».
Сложность заключается в том, что за многотысячную историю Китая, которая включает бесконечные объединения, дробления и завоевания царств, то же происходило и с культами и легендами о драконах и других мифических животных. В результате сейчас насчитывается около 100(!) разновидностей драконов. Главное, что отличает восточных драконов от европейских: они образуют не единый вид, а большое семейство со сложной иерархией. Общепринятой классификации драконов не существует, т.к. различные древние источники дают несовпадающие описания. Но мы попытаемся выделить наиболее часто встречающихся персонажей.
Общие внешние черты верховных драконов таковы: голова верблюда, тело змеи, уши быка, глаза зайца, лапы тигра, когти орла, рога оленя, чешуя карпа. Соответственно, драконы наделены лучшими качествами этих животных. Большинство драконов умеют летать, и для этого им необязательны крылья. Количество пальцев на лапах (от трех до пяти) говорит о положении этих существ на лестнице власти. Драконов делят на небесных (занимающих самый высокий ранг), земных (наиболее востребованных, т.к. они ведают погодой) и подземных. Причем «небесный», «земной» и «подземный» не стоит понимать буквально, это скорее названия титулов. Для наглядности выделим четыре породы драконов, каждый из которых выступает не в единственном числе, а представляет род.

Пулао на колоколе храма Нефритового Будды (Шанхай)

Стена Девяти драконов в парке Бэйхай (Пекин)

Тяньлун — небесный пятипалый дракон, защитник богов и императора, символизирует могущество
и власть, живет на вершинах гор и не касается земных дел. Дилун — земной дракон, владыка морей, рек и всех источников, обитает в водных глубинах. Шэньлун — божественный дракон (земной) живет на небе и управляет погодой (ветром, дождем, облаками, громом). Выражение «земля соединилась с драконом» означает, что пошел дождь. Фуцанлун — подземный дракон, страж земных недр. Обитает глубоко в пещерах, его гнев порождает извержения вулканов и землетрясения.
Также драконы различаются по цвету, наличию или отсутствию рогов и крыльев и множеству других деталей. Небесные драконы часто изображаются с жемчужиной — источником мудрости, благосостояния и удачи.
Китайские драконы воплощают энергию ян, они доброжелательны, приносят богатство и процветание. Они могут наградить человека дарами, причем не только материальными, например драконы дают способность предсказывать будущее или вызывать дождь. Конечно, с такими существами стоит водить дружбу и ни в коем случае не гневить их. Но при этом сами могущественные создания боятся воска, железа, пятицветной шелковой нити и многоножек. Считалось, что кости, зубы и другие части драконов обладают целебными свойствами. Их использовали в древней китайской медицине. Не один скелет ископаемых динозавров был истолчен и пущен на снадобья.
Морские рубежи Поднебесной нуждались в особых могущественных защитниках. Ими и стали четыре брата-дракона из рода Дилун и Шэньлун (которых часто объединяют). Царь драконов Восточного моря — Ао Куан (имеется в виду Восточно-Китайское море). Царь драконов Южного (Южно-Китайского моря) — Ао Цинь. Царь драконов Западного моря (так называли Индийский океан) — Ао Цзюнь. И Царь драконов Северного моря — Ао Шунь (скорее всего речь идет об озере Байкал).
Особо стоит выделить царя драконов — владыку всего Китая — Лун Вана. Посвященные ему храмы в древнем Китае стояли в каждом городе и деревне. Лун Ван живет во дворце на дне Восточно-Китайского моря.

Небесный дракон в парке Бэйхай (Пекин)

Чивэнь защищает от стихий и дурных поветрий. На крышах павильонов Храма Неба (Пекин)

Конечно, такое высокое божество не может снизойти до просьб простых смертных. К счастью, у него имеются сыновья, которые и занимаются делами людей, каждый строго в своем ведомстве. Многочисленность и сложность пантеона мифических существ (кроме драконов включающего и других животных) привела к тому, что образы некоторых из них слились между собой так, что не всегда можно точно определить, о каком звере идет речь. Европейцу сложно понять, как можно спутать дракона с кем-то еще. Ну а представьте, на кого будет похож сын дракона и черепахи (или оленя)? Китайцев внешний вид их покровителей не смущает. Главное знать его место в божественной иерархии. Так, на вопрос иностранца «А это какой дракон?» пояснят: «Это не дракон. Это сын дракона». Это грубая ошибка в определении ранга. А вот какой сын, опять же понять не всегда просто. Летописи дают различные  имена и сферы деятельности отпрысков. Единственно, в чем китайцы пришли к согласию (примерно уже к XVI веку), что сыновей у дракона девять. Это сакральное число, которое символизирует восемь сторон света (четыре основных и четыре второстепенных) и центр, а также девять ассоциируется со значением «много». По одной из версий, сыновья у дракона следующие.
Первый сын Биси  обладает силой, отвагой и выносливостью, поэтому ставится в основание стел. Его образ часто переплетается с другим мифическим животным — Шигуилонгом (драконовой черепахой), которая символизирует мудрость и долголетие. Второй сын Чивэнь изображается с телом рыбы и огромной раскрытой пастью. Его вырезают на коньках крыш, чтобы он заглатывал блуждающих духов, дурные поветрия, предохранял от стихий огня, воды и ветра. На статуэтках фэн-шуй Чивэнь держит в пасти монету.
Третий сын Пулао громким голосом возвещает об опасности. Его изображают на колоколах и гонгах. По преданию, Пулао боится китов и, завидев их, издает страшный крик, поэтому палку, которой ударяют по колоколу, делают в виде кита. Четвертый сын Биань внешне напоминает тигра, отличается мудростью, распознает добро и зло. Его можно встретить на воротах тюрьмы и суда. Пятый сын Таоте — одно из древнейших существ. Еще в эпоху Шан (2000 лет до н.э.) его изображение помещали на сосудах для жертвоприношений. Этот кровожадный зверь с двумя туловищами вобрал в себя черты дракона, тигра и человека. Позднее Таоте стали изображать на посуде, как напоминание об умеренности в еде.

Битва драконов за жемчужину. Императорская могила Бейлин (Шеньян)

Дракон с жемчужиной. Императорская могила Бейлин (Шеньян)

Шестой сын Бася ведает дождями и наводнениями, имеет огромную пасть и может выпить много воды. Любит купаться и проплывать под мостами, Бася часто можно увидеть в скульптурных и барельефных изображениях китайских мостов. Седьмой сын Яцзы — покровитель военных, дарует отвагу. Он одержим сражениями и во время битвы появляется в ярком пламени. Именно его лик можно встретить на холодном оружии. Восьмой сын Суаньни — сильный и отважный, похож на льва. Может испускать пламя, но миролюбив, любит созерцать огонь, поэтому его часто можно увидеть на курильницах, у ног Будды и бодхисатв. Девятый сын Цзяоту охраняет жилища, не любит, чтобы его тревожили. Цзяоту в виде дверных ручек позаботится о безопасности вашего дома.
В дополнении к указанному списку вам могут назвать и других сыновей дракона. Например, Цзюню — покровитель музыкантов, вырезается на инструментах. В Пекине девятым сыном считается  преумножающий богатство и отгоняющий злых духов Писю, без его помощи нечего и думать об удаче и финансовом благополучии. Не удивительно, что он популярен в самых широких массах, начиная от банкиров и заканчивая уличными торговцами. Кулоны, брелоки, статуэтки, панно
с Писю можно встретить буквально в каждом магазине.
Можно сказать, что драконы всегда жили бок о бок с китайцами, сопровождая их в жилищах, храмах и, конечно, усыпальницах. При этом строго соблюдался табель о рангах.  Особо стоит отметить царских драконов. Их изображали на одеждах императора (конечно, это были девять небесных пятипалых драконов). Высшие сановники имели право на меньшее количество божеств. И чем ниже был ранг придворного, тем меньше драконов с меньшим количеством пальцев он мог использовать, и то требовалось их прикрывать сверху. Простолюдинам вообще под страхом смертной казни было запрещено размещать драконов на своей одежде.

Любовь к мифическим существам у китайцев с детства. Шигуилонг в парке Бэйхай (Пекин)

Все девять сыновей дракона на страже императорского дворца в Запретном городе (Пекин)

На крышах императорского дворца помещались все девять сыновей дракона. Меньшее число полагалось приближенным. Драконы в большом количестве присутствуют в оформлении интерьеров, предметов быта, архитектурных деталей дворцов. Так, в пекинском парке Бэйхай насчитывается 635 драконов, а в тронном зале императорского дворца в Запретном городе — 12654. Во время династии Цин (1644—1912 г) дракон стал изображаться на императорском флаге. И хотя в современном Китае дракон не является официальным символом, в культуре и сердцах китайцев он прочно занял свое место.
Сохранилось множество поговорок, где присутствует этот образ. «Дракон совершил прыжок в небесные ворота» — так говорят о человеке, достигшем многого. О напыщенном и бездарном скажут: «У него голова дракона, а хвост змеи». Если дорожит своим достоинством, то «идет, словно дракон, проходит, словно тигр». «Ухватиться за хвост дракона» — пользоваться покровительством сильных мира сего. «Е-гун — любитель драконов» — подтрунивают над тем, кто на словах выражает любовь к чему-либо, а на самом деле этого боится. Считается дурной приметой черпать воду из колодца ранним утром, чтобы не помешать дракону поднять голову. Иначе не миновать наводнений или засух. Великую Китайскую стену называют «каменным драконом». Во время больших праздников устраиваются танцы драконов, когда несколько человек приводят в движение большую фигуру этого зверя. Проводят гонки на лодках-драконах (узкие лодки на несколько гребцов с головой дракона на носу). И, конечно, особая удача обеспечена родившимся в год дракона, ведь это залог здоровья, счастья, жизненной силы и возможности достичь высокого положения.

Текст Вероники Филатовой, фото  Людмилы Панченко, Леонида Баранова и Натальи Симаковой, опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» №51, 2012 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>