Кино, которое в наших руках

Кино — само по себе — волшебная история. История же об истории создания какого-нибудь фильма — волшебна вдвойне. К тому же, как знать, возможно тому, кто ее прочтет, эта история покажется не только интересной, но и полезной.

Это приключение произошло со мною тогда, когда я решила, что пора бы чему-нибудь наконец-то со мною произойти. Так случается. Однажды камень отходит от скалы, воспользовавшись образовавшейся между ними маленькой трещинкой.
В один, не то что бы прекрасный, а даже довольно-таки пасмурный и неуютно зябкий день мы с моей давней подругой решили снять кино. Вообще-то кино мечтают снять чуть ли не все наши знакомые, но никто из них не то чтобы не реализовал свой замысел, но даже и предположить не пытался, о чем будет это его самое кино. Уж таким простым и доступным делом оно всем кажется.
Подруга очень увлекалась просмотром неформальных экспериментов современных кинематографистов. Я, в свою очередь, еще не успела позабыть то немногое из области телеискусства, о чем нам рассказывали на факультете журналистики. «Да мы просто тандем, которого не найти лучше», — громко заявила подруга после того, как мы в очередной раз обсудили свои «скрытые таланты». — «Надо срочно где-нибудь раздобыть профессионального оператора с видеокамерой».

Мобильное кино активно входит в нашу жизнь. В связи с этим, естественно, растут и требования к качеству изображения и удобству видеоустройств, вмонтированных в корпусы современных сотовых телефонов. Необходимо наличие определенных критериев, чтобы телефон входил в класс видеофонов. Не стоит рассматривать телефоны с разрешением матрицы менее 2 Мп. Сегодня существует достаточный выбор среди «мобилок» с разрешением от 2 до 5 млн. эффективных элементов матрицы, причем качество изображений некоторых из них не хуже, чем у любительских камер среднего класса. Немаловажны так же возможности прямого подключения к компьютеру по интерфейсу USB и использования дополнительных карт памяти, которые могут значительно упростить жизнь видеоманов, продлевая время их любимому увлечению. Лидерами среди поставщиков подобных новинок на мировом рынке являются компании SAMSUNG, NOKIA, SONY, хотя интересные модели можно выбрать и у других фирм. Чем компактнее и мобильнее аппарат, на который вы снимаете видео, тем более спонтанным, непосредственным и свежим может быть результат — считают специалисты. Впрочем, если вы действительно хотите завоевать мобильные киногоризонты — обратитесь за помощью в выборе необходимого инструмента к специалистам крупных салонов сотовой связи. Не постоять бы только за ценой.

Один старый знакомый «креативщик», возможностями которого — делать все из ничего — мы всегда восхищались, подсказал, что необязательно «заморачиваться» на видеокамерах, даже любительских. Кино экранного формата можно снять и с помощью цифровой «мыльницы» или сотового телефона. Главное, чтобы в них было видеоустройство — режим видео. А качество в современном искусстве — величина не главная.
Стоимость выбранной нами многофункциональной телефонокамеры превзошла, конечно, наши ожидания. Но симпатичный консультант убедил — не прогадаете. Сами посудите, все преимущества налицо — качественная оптика, звук, «зум»… Немного непривычным показался большой вес «малышки», но, с другой стороны, мы сразу ее зауважали — так солидно она смотрелась в наших хрупких руках. А кроме того, отныне в этих же хрупких руках лежала непреувеличенная возможность раскрыть все творческие возможности — человеческие и технические. И фантазии вскружили наши головы.
Вооружившись новым бесценным приобретением, мы долго ходили по улицам, выдумывали на ходу всевозможные сюжеты, рассматривали как варианты те или иные съемочные площадки, интересные лица — вели себя как новоявленные единицы богемного общества. Вскоре мы поняли: чтобы определиться, как снимать, нам необходимо знать, в каком жанре будет наше кино. Документальное? Мелодрама? Может быть, клип? Мы выбрали кинопортрет. Этот странный выбор стал первым разумным толчком к действию.

Как и в большом кинематографе, в мобильном кино тоже существуют свои жанры. Фильм может быть документальным или художественным, игровым. Существуют даже мобильные мультипликационные фильмы, а в Китае снимают мобильные сериалы. Причем есть ленты, снятые специально для просмотра на экранах мобильных телефонов — их создают кинематографисты с помощью профессиональной техники, а есть те, о которых здесь идет речь — снятые видеофонами для телефонного формата. И у тех, и у других — своя специфика, свои отличительные характеристики, свойственные мобильному «кино будущего».
Безусловной характерной чертой таких лент является краткость, лаконичность сюжета. Главное заключается в емкой и внятной идее, ярком образе. Немаловажными критериями мобильного кино являются уход от обобщенности, оригинальность и концептуальность. Новые формы — новые истории. Кино становится очень личным, даже интимным. Это достигается за счет преимуществ инструмента — телефоны невелики и удобны в обращении. К тому же они незаметны в руках «операторов» и достаточно привычны в быту… Эти немаловажные качества значительно облегчают главную задачу создателям подобных лент — максимальное раскрепощение «актеров», а значит, приближение к реальности. Неприкрытой реальности повседневной жизни людей.

Откинув в сторону слишком громоздкие и непосильные идеи, мы решили: фильм будет коротенькой кинозарисовкой с рабочим названием «Обыденное». В сюжете истории — отрезок из жизни молодого человека. Только вот человека в кадр мы решили не помещать. Его роль должна была сыграть сама камера — телефон. А в кадре только то, что видит или воспринимает наш «скрытый» герой. Кроме того, у моей подруги была идея, которая только ей могла прийти в голову — она хотела сделать короткометражный ролик без монтажа. Снять все одним кадром, чтобы не заморачиваться особо на дальнейшей «склейке кусков». «Мы же не настоящие киношники», — резонно пояснила она, — «у нас может не хватить драйва на монотонное монтирование. И вообще, я ЗА необычные, но простые решения в кинематографе. Старая школа громоздких голливудских штампов всем уже приелась». Но поскольку снять все одним дублем у нас бы все равно не получилось, выключения и включения камеры мы решили применить в качестве спецэффекта. Пускай наш потусторонний герой иногда открывает и закрывает глаза, моргает, щурится или подмигивает. В общем, наша идея показалась нам весьма оригинальной, и мы приступили к ее реализации.
Не буду описывать всех хитростей, которые нам пришлось применить для достижения желаемого результата во время съемок — пусть это останется нашим ноу-хау. Скажу только, что нам удалось «отфиксировать» необходимый материал достаточно быстро. Для этого перед началом съемок мы точно представили себе последовательность кусочков, из которых состоит фильм. Снимали в основном на улице, поэтому приходилось учитывать и использовать все неожиданности, которые дарила судьба. Если отмотать время назад и представить: что если бы вот этого или того не произошло в этом месте и в этот час, каким был бы наш фильм? Но произошло бы что-то другое. И это — жизнь. А присутствие жизни, ее явные признаки — и есть главное в фильмах, снятых мобильными телефонами.

Для некоторых профессиональных режиссеров действительно выдающимся короткометражным фильмом является тот, который снят одним нажатием кнопки «старт». Однако не все на это способны, да и не всегда такой прием является необходимостью. Поэтому большинство фильмов после съемок все же редактируется: монтируется с помощью специальных программ в персональных компьютерах или прямо в мобильном телефоне, если модель, выбранная для съемки, позволяет произвести такие операции.
Существуют также и всевозможные интернет-ресурсы. Они направлены на развитие мобильной киноиндустрии как вида современного искусства. Например, южнокорейская компания SAMSUNG запустила специальный сайт, с помощью которого можно не только распространять короткометражные фильмы для просмотра на мобильных телефонах, но и заниматься изготовлением этого вида контента. Уникальный раздел ресурса «Интерактивное кино», напоминающий детские пазлы, позволяет интернетчикам самостоятельно монтировать киноленты. Скачав отрывки фильмов и используя простой инструментарий, каждый посетитель сайта может сделать кино по своему вкусу.

Конечно же, мне и моей подруге было интересно, поймут ли сказанное нами люди, не посвященные в наш замысел? Где можно будет показать наш фильм, чтобы его увидело как можно больше зрителей? Где вообще показывают подобное кино?
По хронометражу он вышел ровно на четыре с половиной минуты. Совсем малыш. Подруга придумала ему окончательное имя — «Вне» (Outside). Когда просмотрели уже законченный фильм вместе с самыми близкими друзьями раз тридцать, решили: надо будет обязательно отнести наше первое произведение в комиссию международного кинофестиваля «Pacific meridian» — спросить мнения профессионалов. Пока еще неизвестно, какие сюрпризы готовит для нас, владивостокских зрителей, программа шестого кинофестиваля «Pacific meridian» в этом году. А вдруг возникнет мысль организовать конкурс короткометражек? На пятом юбилейном фестивале, в 2007-м, была специальная программа показа мобильных фильмов, снятых опытными режиссерами и любителями из разных стран мира. Собственно, увидев их
и убедившись воочию в том, что такое кино возможно даже «растянуть» на приличных размеров экран, мы и затеяли наше приключение. А чем мы хуже канадцев, французов или китайцев в возможностях создания собственных шедевров? Все, что нам для этого нужно, давно уже есть в наших руках.

Уже сегодня кинорежиссеры уверены, что мобильное кино может стать новой формой искусства. Последние два-три года в мире растет число конкурсов и фестивалей, в программе которых проходят показы короткометражек, снятых мобильными телефонами. Первым из них стал фестиваль «Pocket Films», организованный в 2005 году при парижском киноцентре «Forum des images». Сотрудники это культурного учреждения, изучая возможности связи кинематографа и общественной жизни с новыми достижениями современных технологий, провели интересный эксперимент: они одолжили на определенный промежуток времени мобильные видеофоны киношникам, музыкантам, художникам и скульпторам с одним условием — снять фильм. Причем ограничений по поводу того, какой должна быть лента, не имелось. Никто даже и предположить не смел, что забава перерастет в искусство. Люди, действительно, сняли кино для большого экрана. Фильмы-призеры этого необычного конкурса были приглашены на другие кинофорумы — в Абу-Даби, Берлин и Лиссабон.
Компания «Siemens Micro Movie Award» учредила специальную награду для мини-фильмов, снятых камерофонами. Китайские кинематографисты, устраивая подобный европейскому примеру конкурс в Азии, уверены, что его результаты способны кардинально изменить развитие китайской киноиндустрии.
С недавних пор интерес к мобильному кино появился и в странах СНГ. В 2007 году фестиваль мобильного кино «Nokia Live Art» представил в Москве работы лучших студентов — выпускников ВГИКА, которые в течение двух недель снимали свои концептуальные короткометражки при помощи мультимедийного компьютера Nokia N93. С этой же моделью камерофона в руках, но уже за недельный срок, снимали свои работы представители молодого поколения украинских фильммейкеров, — таковыми были условия конкурса мобильного кино от Djuise, прошедшего в прошлом году в Киеве. Показ «карманных фильмов» на большом экране, собранных из программ известнейших европейских кинофорумов, прошел и во Владивостоке в рамках Кинофестиваля «Pacific Meridian».

Фото Надежды Прожериной, Марии Большаковой. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>