Кинореволюция во Владивостоке

Эпоха кинематографа во Владивостоке наступила всего через два года после первого в мире показа. О том, как причудливо и бурно развивался кинопрокат в городе, рассказывает историк Дмитрий Рыкунов.

«Декаданс», «Модерн», «Наполеон» —  так пышно и претенциозно назывались первые владивостокские кинотеатры. Давно уже они канули в Лету, не оставив и следа от своей былой славы. Исчезли навсегда, выполнив, однако, свою благородную миссию — открыв жителям города таинственный и волнующий мир кинематографа.
28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов в «Гранд-кафе» состоялся первый коммерческий киносеанс, где любой желающий за 1 франк мог в течение 20 минут любоваться «живыми фотографиями». Благодаря братьям Люмьер, организовавшим первые киносеансы, этот день вошел в историю как день рождения кинематографа. Новое зрелище стремительно завоевывало мир. В 1896 г. первые киносеансы проводятся в Германии, Австро-Венгрии, Испании, Индии, Австралии. Весной того же года представитель братьев Люмьер побывал в Санкт-Петербурге, а уже в первых числах июля на Нижегородской промышленно-художественной ярмарке был проведен первый публичный киносеанс в России. Год спустя, в мае 1897 г., «Великий немой» объявился во Владивостоке. В газете «Владивосток» в рубрике «Чудеса науки и изобретения» появилась любопытная заметка:
«Честь имею уведомить почтенную публику, что в построенном мной павильоне на углу Светланской и Суйфунской при электрическом освещении будет мною демонстрироваться ежедневно с 1 июня кинематограф — движущиеся фотографии и два фонографа. 300 самых новейших пьес как русских, так и иностранных. Начало фонографов с 2 дня до 6 вечера и кинематографа с 7 ч. вечера до 11 ч. ночи. Демонстратор А.П. Хегберг».
В течение последующих двух месяцев кинематограф демонстрировали еще дважды: в том же павильоне на Светланской с 27 по 30 июля и в театре «Тихий океан» (Иванова) 10 августа. При этом «аппарат кинематограф» представляли как изобретение Эдисона и просили «Не смешивать его с аппаратом, который демонстрировался раньше, но мало имел с ним общего по конструкции».
О том, насколько «выгодным» в коммерческом отношении было это предприятие, можно только догадываться. Однако некто С. Маржецкий в числе первых пытавшихся заняться новым бизнесом, уезжая в Америку в июле 1897 г., избавляется от киноаппарата, продав его за бесценок (треть от фактической стоимости). В течение с 1897 по 1901 г. «кинематограф» во Владивостоке «демонстрировался» в разных местах: в Морском собрании, в театре Галецкого, вновь в театре Иванова, но так и не обрел постоянной прописки. Несколько обстоятельств не позволили «великому немому» быстро завоевать себе «место под солнцем». Во-первых, неразвитость системы проката в России (вернее ее полное отсутствие в то время), все картины, демонстрировавшиеся во Владивостоке, попадали, как правило, сюда случайно.
Во-вторых, качество привозимых картин оставляло желать лучшего — мелькание кадров и порыв пленки были привычны. К тому же билеты на первые киносеансы стоимостью от 50 коп. до 1 р. 50 коп. были доступны отнюдь не каждому.
В апреле 1901 года произошло знаменательное событие. Заезжий «гастролер», некто господин Матье, не только продемонстрировал владивостокской публике киноаппарат (теперь под названием «биограф»), но и заснял город и его жителей на кинопленку. Насколько мне известно, это была первая киносъемка в городе. А г-н Матье пробыл в нашем городе до ноября и не раз показывал местным жителям возможности своего аппарата.
Второе пришествие кинематографа во Владивосток приходится на 1906—07 годы, когда на Светланской, буквально впритык друг к другу открывается сразу несколько иллюзионов. 12 марта 1906 года распахнул двери «электрический Театр Эдисона» в доме Даттана при ресторане Кюммеля (впоследствии названный биограф «Виктория»).
26 декабря 1906 года в доме Пьянкова (Светланская, 41) открывается театр-иллюзион «Декаданс» (в дальнейшем — «Идиллия»), а 10 июля 1907 года — «Гранд-Иллюзион» Л. Финкельштейна. В 1909 году начали работать сразу несколько небольших иллюзионов на улицах Светланской и Корейской — «Модерн» Горват-Божечко, «Мир иллюзий» Л. Клейна и Золотухина, «Французский» электро-биограф. Неким господином даже была  предпринята попытка открыть китайский иллюзион для подданных Поднебесной, но она не увенчалась успехом. Отдельную категорию составляли летние иллюзионы (в городском саду довольно долго работал иллюзион Владивостокского вольно-пожарного общества «Дружинник») и иллюзионы при ресторанах («Светланка»).
Отличительной чертой этого периода является то, что владельцами кинотеатров были уже отнюдь не заезжие гастролеры, а люди довольно известные в городе — владелец ресторана, в прошлом дирижер, Кюммель, предприниматели Л. Финкельштейн, К.С. Ягджоглу. Последний впоследствии создал целую сеть иллюзионов в Хабаровске и  Харбине. В 1910 году он построил в Иркутске кинотеатр, вложив в него 100 тыс. рублей. Интересно, что картины для своих иллюзионов Константин Ягджоглу закупал за рубежом лично.
18 февраля 1909 года во Влади-востоке открылся еще один иллюзион — «Золотой Рог», ставший к 1916 году одним из лучших кинотеатров города и по внутреннему обустройству, и по репертуару.
В 1916 г. было уже 6 кинотеатров. А всего с 1906 по 1917 год только на ул. Светланской насчитывалось не менее 13 иллюзионов. Обострившаяся конкуренция заставила владельцев иллюзионов искать нетривиальные решения для привлечения публики. Летом 1906 года в «Гранд-Иллюзионе» демонстрировались первые «картины в красках» (цветные), в январе 1909 года почти одновременно «Декаданс» и «Гранд-иллюзион» запускают поющие аппараты — «ангелофоны», — благодаря которым публика смогла познакомиться с первыми звуковыми картинами.
В том же году «Гранд-Иллюзион» начинает показ специальных детских киносеансов, которые проводились в дневное время (с часа дня до шести вечера) и отличались «совершенно новой усиленной и разнохарактерной программой тщательно подобранных картин». В числе этих картин был, например, знаменитый фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на луну», снятый по мотивам романа Жюля Верна.
Что касается репертуара иллюзионов, то он также претерпел существенные изменения. Первые картины, демонстрировавшиеся во Владивостоке, по сути, были короткометражными документальными, даже скорее не фильмами, а зарисовками, длительностью в 3—5 минут. Например, 22 марта 1898 года в театре Галецкого крутили программу, состоявшую из 3 отделений и 16 фильмов соответственно. Сюжеты их были весьма незамысловатыми: «Акробат и обезьянка», «Всадник», «Улица в Париже», «Народный праздник», «Купальщицы на реке Сена» и т.д. С 1906 года появляются первые игровые картины, а с 1909 года наибольшее распространение получили сборные программы, включавшие в себя, как правило, драматические, комические и видовые картины. С помощью последних владивостокцы путешествовали по улицам Парижа, Венеции, Стамбула, Берлина и т.д. Свежие политические события с 1909 года освещались специализированными журналами фирм «Пате», «Гомон», «Эклер». Особое место в программах занимал научный кинематограф. В среднем за сеанс демонстрировалось 5 фильмов. Сейчас трудно сказать, сколько картин прошло на экранах городских иллюзионов вообще, известно, например, что с 6 июля по 30 декабря 1910 года в иллюзионах «Золотой Рог», «Декаданс», «Гранд-Иллюзион» было показано 866 фильмов.
Программа в иллюзионах менялась каждые 2—3 дня, причем обращает на себя внимание тот факт, что фильмы, демонстрировавшиеся в «Гранд-Иллюзионе», «Идиллии», «Золотом Роге», никогда не дублировали друг друга, т.е. репертуары у иллюзионов отличались разнообразием. Но были и ограничения, например, в дни поста во всех иллюзионах крутились только научно-просветительные картины. Не допускались к демонстрации фильмы фривольного содержания. В апреле 1909 г. разгорелся скандал, когда «Гранд-Иллюзион» показал картину «Семь смертных грехов». Вскоре после этого полицмейстер поручил своему заместителю отсматривать все картины, прежде чем они выйдут в прокат.
Названия демонстрируемых фильмов впечатляют: «Вырежь предательское сердце, и я твоя», «Грешная страсть, или не пожелай жены ближнего своего», «В дурмане богатства», «Пляска смерти», «Жажда измены», «Маска ужаса» и т.д. Самыми популярными, как и сейчас, были мелодрамы, мистические, исторические картины в числе последних во Владивостоке шли «Гибель Помпеи» (1908), «Кабирия» (1910), «Убийство герцога де Гиза» (1907), «Королева Елизавета» (1912) и т. д.
В городе с успехом шли фильмы лучших кинофирм мира: «Пате» (Франция), «Нордикс» (Дания), «Д’арт итальяна» (Италия), — снятые режиссерами с мировыми именами Удо Гадом, Луи Фейадом с участием звезд тех лет: Асты Нильсен, Франчески Бертини, Жени Портер, Сары Бернар. Интересно, что самым популярным актером комического жанра в то время был отнюдь не Чаплин, а французские комики Макс Линдер и Пренс Ригоден, с участием которых на экранах города прошло соответственно более 50 и 30 фильмов, а ведь были еще ныне всеми забытые Фрико, Робине, Поксон и др.
Интересен факт появления на владивостокских экранах японского фильма. Картина была представлена в рекламе, как «драматическая пантомима из японской жизни». 24 августа 1909 года в «Гранд-Иллюзионе» был показан фильм «Наказанный самурай». Отечественные картины в городе появляются 21 апреля 1909 года, история даже сохранила нам название первого фильма — «Тарас Бульба», драма в 4-х частях, снятая на киностудии Александра Дранкова. Практически все знаменитые русские фильмы такие, как «Понизовая вольница» (первый игровой отечественный фильм — 1908), «Оборона Севастополя» (первый исторический «блокбастер» — 1911) и другие шли во Владивостоке. Особое место в этом ряду занимает «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича — один из первых объемных мультфильмов в мире, где в качестве главных героев выступали… жуки.
«Золотая эпоха» проката русского кино наступает в 1914—1918 годах, когда по объективным причинам прокат зарубежных фильмов был значительно сокращен. Именно тогда появляются фильмы с участием Ивана Мозжухина («Отец Сергий», «Пара гнедых», «На вершине славы»), Веры Холодной («У камина», «Пытка молчания» и т.д.) и других звезд отечественного кино. Одна из актрис отечественного кинематографа — Софья Гославская («Домик в Коломне» «Ревность», «Сестра милосердия», «Руслан и Людмила» и др.)
с апреля по октябрь 1915 года выступала во Владивостоке на сцене летнего театра «Миниатюры» и, к слову сказать, была не замечена, хотя фильмы с ее участием шли в местных иллюзионах.
Киносеансы проводились ежедневно, как правило, с 12 дня до 11 вечера. Стоимость билета варьировалась в зависимости от места. Так, например, в «Золотом Роге» в 1913 году билет в 4-х местную ложу стоил 3 рубля, в партер — 75 копеек, на балкон — 50 коп., на галерку — 35 копеек. Для детей, учащихся, нижних чинов стоимость билета не превышала 25 копеек. Нижним чинам к слову согласно статье №100 Устава внутренней службы разрешалось занимать места только на галерке и боковых балконах.
В антрактах, когда перезаряжались бобины с кинопленкой, публику развлекали как могли, помимо многочисленных исполнителей русских романсов и цыганских песен, куплетистов (Евгения Шадурская, братья Мустевич, Туманова и т.д.), иногда показывали артистов весьма оригинальных жанров. Так 6 и 7 ноября 1909 г в «Золотом Роге» демонстрировала свои способности некая мисс Вольта — «королева электричества» (живой аккумулятор), а спустя год заезжий путешественник Анджело там же предъявил на суд зрителей трех людоедов из Новой Гвинеи. Не остался в долгу и «Гранд-Иллюзион»: с 26 июля по 2 августа 1910 года он представил механическую говорящую голову «Окультус».
Не менее интересен и даже поучителен для сегодняшнего дня опыт, приобретенный владельцами иллюзионов в области благотворительности. В период с 1907 по 1918 годы практически во всех иллюзионах города не раз устраивались специальные дни, когда весь сбор от кинопоказов шел, так сказать, по «целевому назначению». Таким образом, собирались деньги для Владивостокского общества спорта, вольно-пожарной дружины, общества защиты животных и т.д. В январе 1909 года было собрано и перечислено в специальный фонд около 1 тысячи рублей для пострадавших от землетрясения в Италии. В годы мировой войны неоднократно собирались деньги на лечение раненых, а 3 апреля 1915 года в кинтеатре «Идиллия» было собрано 769 рублей на строительство дома инвалидов для солдат. К 1917 году кинематограф стал одним из любимейших видов отдыха и развлечения горожан, и даже последовавшие революция и гражданская война не смогли пошатнуть к нему интерес.

Автор Дмитрий Рыкунов, материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 42, 2009 год.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>