Красные химеры

30 августа 2009 года главной исторической достопримечательности Владивостока — морской крепости — исполнилось 120 лет. Фотограф Надежда Антышева, в течение двух лет работавшая на фортах Владивостокской крепости, экспериментируя с образами красных людей, рассказывает, зачем она это делала.

Владивосток, на мой взгляд, — один из интереснейших городов в России. У него редкой и своеобразной красоты лицо, сочетающее в себе европейскую утонченность и азиатскую колоритность. Архитектурные ансамбли городского центра, «старого города», не раз вдохновляли известных кинорежиссеров, гостей нашего города, на творческие эксперименты: Владивосток становился то съемочной площадкой для картин в современной жизни, то «сценой» для исторических киноочерков. Город у моря. Город, способный менять свое лицо, свое настроение. Город с богатой 150-летней историей, с большим наследием. Но, в первую очередь, это — город-крепость. Именно таким его видели и строили наши предки.
Морская крепость, построенная в конце XIХ — начале XX века, — символ города. И один из наиболее важных исторических памятников. О значимости этого архитектурного сооружения говорят простые цифры: из 117 памятников федерального значения, находящихся на территории Приморского края, 106 относятся к комплексу Владивостокской крепости.
Большинство объектов крепости имеет свои собственные неповторимые архитектурные особенности, обусловленные не только ландшафтом или материалами, которые использовали при строительстве. Владивостокская крепость — особая зона с неоднозначной и очень сильной энергетикой, каждый форт, каждая батарея обладают уникальной аурой. Старожилы утверждают, что у крепости есть душа…
К сожалению, все легенды, в свое время прославившие Владивостокскую крепость, сегодня совершенно забыты, былые ее «молчаливые» заслуги умаляются (она, правда, не сделала ни единого выстрела, но зато предотвратила не одно нападение), и весь комплекс в целом приходит в упадок. А ведь многие объекты крепости находятся на территории города. Вершины сопок, на которых расположены форты Муравьева-Амурского и Суворова, могли бы стать достойными видовыми площадками при должном подходе. С фортов нового периода: 3, 4, 5, 6, 7-го — открывается такой вид на город, словно ты стоишь на кончиках пальцев гигантской руки, а внизу, на исполинской ладони, лежит разросшийся за столетие прекрасный лазурный с золотым город… Впрочем, во Владивостоке существуют несколько экскурсионных точек, где можно получить некоторые представления о фортификационном комплексе. Это — Музей Владивостокской крепости 7-й форт, Ворошиловская батарея (о. Русский). С 2007 года форт на мысе Поспелова (о. Русский) стал площадкой для фестивалей «Лабиринты острова Русский», на которых представлено современное искусство, где встречаются художники, музыканты, скульпторы, поэты, дизайнеры, театральные коллективы. Атмосфера столетнего форта, акустические особенности помещений задают особый тон происходящим событиям. Здесь и родилась идея проекта «Свидетельства».


Владивостокская крепость — удобный для восприятия, очень яркий художественный объект. Красные фигуры символизируют болевые точки, которые художник как медиум нащупывает на теле всего организма крепости и выпускает наружу. Яркие иллюзии неких воображаемых событий, созданные таким образом, — это не «ожившие многометровые смирительные рубашки», не «второе пришествие красных», не «корейские сказочные феи», не «парящие иероглифы», не китайские монахи, не инопланетяне и не монстры, не «пятна крови захватчиков», не «удивительные инсталляции» из области современного искусства. Судя по комментариям. Хотя с легкостью можно допустить, что это и смирительные рубашки, и пришествие красных, и корейские феи, и иероглифы — богатство сравнений свидетельствует именно о многообразии установок зрителей. На самом деле, алого цвета действо, пляшущее, летящее, пугающее и зовущее за собой, — это попытка диалога с моим вторым Я. Хотелось представить таким образом собственные эмоциональные порывы, страхи и радости, возможности и самоограничения. Причем все вышеперечисленное нащупывалось мною в себе самой непосредственно в процессе фиксации изображений. Интуитивно. Осторожно.
Звук и видеопроекция помогают зрителю «войти в зону объекта», почувствовать и постичь всю мощь и красоту Владивостокской крепости. Ранее ни один фотопроект во Владивостоке не подавался подобным образом.
Проект «Свидетельства» (фотография, видеоинсталляция) представляет Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 41, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>