Летняя магия восточных славян

Началось лето, Солнце в северном полушарии планеты вплотную подобралось к самой высокой точке
над горизонтом. Длинные дни сменяются короткими росистыми ночами. Во все времена крестьяне в это важное для злаков время следят за погодой в надежде на милости судьбы к урожаю. У славян день летнего солнцестояния — один из самых красивых праздников в году.

Осторожно: русалки!

Примерно за неделю до летнего солнцестояния, по поверьям восточных славян, приходило время русалок — русальная неделя. Водные девы ненадолго поднимались из самых глубоких мест рек, озер и болот, чтобы весело провести время на земле. Водяницы (другое название русалок) — дарительницы влаги полям — следили за тем, чтобы хлебные колосья были ею вдоволь насыщены. Русалки очень любят танцевать, их пляски волшебны — защищают посевы от засухи. Но в момент, когда колосья сформированы, им опасна лишняя влага. В это время крестьяне устраивали пышные проводы русалок, чтобы задобрить водных дев. Из жительниц села выбирали на роль русалки самую красивую и смелую девушку. Ей распускали волосы, украшали венками и гирляндами зелени. «Русалка» с сопровождавшей ее процессией весь день ходила по деревне. Вечером все отправлялись к реке, там снимали с девушки венки и гирлянды и бросали их в воду. Затем от этой девушки люди разбегались, а «русалка» старалась их догнать. Если кто-то ей попадался, то быть беде: примета предвещала тяжелую болезнь или смерть.
Настоящих русалок можно было встретить в русальную, или гряную неделю, возле рек, в рощах, на полях, перекрестках дорог и, конечно, на кладбищах. Особенно любят водные девы раскачиваться на ветках деревьев. Отличительная черта русалок — распущенные волосы с зеленоватым отливом и внезапное, ничем не объяснимое появление. Естественно, все водные девы поразительно красивы. Восточные славяне считали, что русалками становятся души умерших молодых девушек и детей. Они тоскуют по земной жизни, но лишь раз в году могут вернуться в мир людей. Особенно водяницы любят девушек: зазывают их к себе, просят «покумиться» — расчесать их длинные волшебные волосы. Общение с русалками опасно: заполучив наивную жертву, водные девы могли защекотать или, втянув в свой хоровод, затанцевать ее до смерти. Поэтому девушкам и детям в русальную неделю было запрещено ходить одним по полям, рощам, появляться у берегов рек. Защититься от русалок можно было пахучими растениями: полынью, хреном или чесноком (вспомните вампиров). Но и у волшебных дев случалось хорошее настроение: они могли указать людям клады. До самого праздника Ивана Купалы русалки развлекались: водили хороводы, пугали и заманивали людей. Затем они возвращались в царство мертвых.
Христианство объявило русалок языческим пережитком, бесовским отродьем и почитание заботящихся об урожае дев было запрещено. Русальная неделя в христианском календаре почти совпадает с одним из важнейших праздников — Троицей. Отголоски язычества в этом празднике — украшение храмов зеленью, березовыми ветками и молодыми деревцами. Перед самой Троицей есть два дня поминовения усопших: Троицкий четверик и Троицкая суббота. В четверик православная церковь молится за «безродных» и «безыменных», то есть за тех, чей род пресекся, и имя изгладилось из памяти людской. Возможно, дни поминовения усопших в этот период — отголоски русальной недели, времени, когда души покойных требуют к себе повышенного внимания.

В поисках волшебного цветка

Праздник летнего солнцестояния 24 июня* всегда отмечался европейскими народами на широкую ногу. В Северной и Центральной Европе его называли — Лита (Лиго, Лито, Лико), самая короткая ночь в году, праздник Великого Света. Поразительно, сколько общего в традициях проведения этого дня.
Везде в Европе в этот день собирали различные травы, которые затем в течение года считались целебными. Днем происходило очищение водою, утренней росой: ею омывали детей, больных, каждый утром стремился выйти на улицу босиком. Ночью очищались огнем: горело множество костров, через которые прыгал весь народ,
а особенно старались влюбленные пары, задача которых была не расцепить руки при прыжке. Ночью же девушки бросали в реки венки из цветов, чтобы узнать о том, как скоро выйдут замуж.
Самая короткая ночь везде в Европе считалась волшебной: остерегались ведьм, русалок, водяных и прочей нечисти. Против них запасались травами с резким запахом: чесноком, полынью. Ведьмы боялись также крапивы. Выстланная на порогах загонов и окнах, она защищала скот от посягательств злодеек. Удивительно, но почти по всей Европе ночью искали волшебный цветок папоротника, приносящий удачу и богатство.
Православные восточные славяне 24 июня (7 июля) празднуют рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В честь этого пророка и назвали летний праздник Иван Купала. Купала — это прозвище Крестителя Господня в народе. Христианская церковь, выступая против языческих традиций, стремилась заменить один праздник другим, но они скорее слились воедино. В этот день совершались молебны, крестные ходы по берегам рек.
А в остальном праздник остался языческим. Чтобы ничего не перепутать, правильно выполнить все полагающиеся ритуалы, утром выбирался урядник — человек, знавший обряды. Девушки уходили собирать цветы, травы и травы-обереги для всех участников праздника, а также плести венки. Парни срубали небольшое деревце (обычно березку) и устанавливали его в месте гуляний. Дерево украшали лоскутками, лентами и именно под ним усаживали куклу весеннего бога Ярилы с приделанным деревянным мужским детородным органом — гоем, выкрашенным в ярко-красный цвет. Неподалеку складывали два костра: основной, большой, и погребальный для Ярилы.
В дни летнего солнцестояния весенний славянский бог Солнца Ярила сдавал полномочия летнему — Дажьбогу. Получивший власть летом, плодородный Дажьбог стал главным богом в славянском пантеоне.
Примерно в четыре часа дня начинался праздник — с раздачи трав и оберегов всем участникам. Провожали весну: водили вокруг березки с куклой Ярилы хороводы, пели, прославляли бога, по очереди пили хмельной напиток из одной посудины. Затем кто-нибудь объявлял, что Ярила умер, народ принимался тормошить куклу, стараясь «разбудить». Но все напрасно. Девушки причитали, а парни разжигали для него погребальный костер. Заканчивались похороны бога поминками.
Затем начиналась встреча лета. Урядник поднимал руки к небу и молился. Потом он брал самый большой каравай и обносил им всех участников праздника. Каждый должен был прикоснуться к караваю правой рукой и загадать желание. Хлеб этот клали затем в священный огонь. Девушки водили хороводы и пели вокруг осиротевшей березки. Парни старались отобрать деревце: делали «набеги» на хоровод. Заполучив березку, они относили её
к реке, к уряднику. Он отламывал кусочки и раздавал каждому: части березы символизировали плодородие и становились целебны. Само дерево бросали на воду и читали молитвы. В воду кидали цветы, освященные травы и крапиву против нечистой силы. После очищения реки начиналось купание, которое должно было придать людям силы и здоровье. Традиция купаться в реке в этот день есть только у восточных славян.
В сумерки народ отправлялся к самому большому, главному костру — Купальцу. Зажигала его девушка. Вот тут-то и начиналось основное веселье. Ходили ряженые, устраивались игрища: «ручеек», «ящер». Обязательно несколько парней переодевались в коней и стремились «прокатить» девушек.
Когда священный костер прогорал, начиналось одно из главных действий: выбор пары и совместное перепрыгивание через огонь. Летний солнечный Дажьбог начинает править миром, когда весенний Ярила уже достаточно согрел землю, чтобы та дала хороший урожай. Брак между матерью сырой землей и Солнцем оплодотворяет землю, дает растениям, воде волшебные силы. Затем солнечные дни становятся короче, и к зиме энергия солнца вовсе минимальна. Поэтому и люди стремятся выбрать себе пару именно в эту ночь в надежде на счастливый брак, хотя свадьбы игрались только осенью, после сбора урожая.
Когда все пары сформированы, начиналось пиршество: каша, сало, блины, пиво, яйца — обязательно должны быть на общем столе. Обязательно у каждого должен быть кусок освященной еды. Люди рассказывали удивительные истории, сказки, былины. В полночь происходил обряд скатывания горящего деревянного колеса
в воду: оно символизировало убывающее Солнце.
После полуночи смельчаки и влюбленные пары отправлялись в лес на поиски волшебного цветка папоротника. Считалось, что только в эту ночь можно найти ярко-красный сияющий цветок этого растения (жар-цвет). Поиски его опасны: нечистая сила не дремлет и старается заманить в непролазную глушь людей и погубить. Ведьмы и лешие зажигают огни, перемещают их, путая людей и заманивая все дальше. Но сымитировать свет настоящего цветка они не могут: нечисть не выносит яркого цвета. Если вдруг посчастливилось увидеть настоящий цветок, нужно идти к нему, не останавливаясь и не оглядываясь. Нечистая сила будет пугать, цепляться корнями и ветвями, и стоит только оглянуться — волшебный цветок, приносящий счастье и магические знания, открывающий тайны кладов, пропадет навсегда. Поиски цветка прекращались только с криками первых петухов. В настоящее время празднуют Ивана Купалу, соблюдая старинные обряды, только в Белоруссии. В Литве и Латвии в сельской местности не забывают древнейший праздник солнцестояния — Лико, в остальной части Европы традиции празднования летнего солнцестояния почти утрачены.

Приметы на Иванов день:
1. В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. А в Белоруссии считают, что хозяйка венка — омоложенная ведьма. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую жизнь.
2. В Иванову ночь нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!
3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов.
4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
5. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь.
7. Если на Иванов день перелезть двенадцать огородов, любое желание сбудется.

* Дата летнего солнцестояния с веками переместилась на 20—21 июня по григорианскому календарю.

Иллюстрации Инги Букреевой. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 40, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>