МАГИЯ УДЭГЕЙСКОГО ОРНАМЕНТА

Удэгейцы — народность, проживающая в Приморье и Хабаровском крае, их численность составляет всего 2211 человек. В.К. Арсеньев считал их самыми искусными в мире охотниками, не имеющими себе равных мастерами бить рыбу острогой. В его времена удэгейцев знали как таёжных следопытов, выносливых и немногословных, известных своей честностью и верностью однажды данному слову, нежно и трогательно любящих детей. Удэгейцы не имели собственной письменности, поэтому такое огромное значение для понимания их мировоззрения имеет интерпретация смыслов их декоративного искусства.
В основе этого своеобразия лежат особенности окружающей природы и национального характера. Живописные сопки и скалы Сихотэ-Алиня, стремительные горные реки и покрытые цветами заливные луга, — в таких местах живут «лесные люди» — удэгейцы. Уссурийская тайга, край буйной растительности и ярких контрастов, — все это нашло свое отражение в прикладном творчестве удэгейцев.
Удэгейское декоративное искусство по сравнению с другими народами Амура имеет более сложные и утончённые, более грациозные и как бы «женственные» формы, с миниатюрными размерами и графической тонкостью очертаний узора орнамента. Орнамент удэгейцев, в отличие от орнамента соседних народностей, нередко покрывает всю украшенную поверхность так, словно живёт своей собственной жизнью. Обычно орнамент тоньше, изящнее простой формы изделий, он оставляет много свободного фона, который выгодно оттеняет рисунок орнамента, значительно смягчая его звучание. Орнамент удэгейцев как недовоплощенная письменность, в нем доминируют кривые линии, а геометрические фигуры играют второстепенную роль. Последнее типично для орнамента всех родственных амурских народностей. Общим для амурского искусства является также применение трафаретов, вырезанных из рыбьей кожи или бересты, позднее — из бумаги. Одним из характерных способов украшения удэгейского традиционного костюма ещё в начале ХХ в. являлась ручная роспись на рыбьей коже. Обычно это великолепно исполненный графический рисунок, одновременно и лёгкий по соотношению с фоном, и строгий по ритму и по повторам одинаковых симметричных и причудливых криволинейных узоров. Роспись при этом оставляла ощущение графичности еще и благодаря подчёркиванию узоров чёрным контуром и обилию темных полос. Орнамент, покрывающий светлые кожи, был подобен тонкому кружеву в красных, чёрных и желтоватых оттенках. Для уссурийской тайги, перевитой лианами, с непроходимыми дебрями трудно придумать более удачный костюм. Графический рисунок требовал от удэгейской мастерицы исключительной точности движений руки.
Традиционная композиция строилась на использовании больших по размеру, очерченных широкими чёрным или красным контуром, фигурных ромбов. Ромбы, приближающиеся по форме к треугольникам, густо заполнялись бурно извивающимися многоцветными спиральными построениями. Такой бурной динамики орнаментальных мотивов не знала, пожалуй, ни одна другая народность амурского бассейна. Раньше узор, вероятно, был более реалистичным, но значение криволинейных фигур осталось прежним. В орнаменте выделяется и дракон мудур — хозяин неба и грома, и сидящая на вершине ромба птица (сорока) — символ рода, создатель всего живого на земле. Иногда рисунок посвящался стилизованному лосю — хозяину космоса. Большое место в женском искусстве занимала художественная обработка бересты. Из неё, кроме посуды, делали различные короба
и сумки, пологи и подстилки в жилище (летом часто и весь шалаш), и многую мелкую утварь. При оформлении изделий умело использовали природные свойства бересты, например различная окраска её слоёв. Были распространены: резьба, роспись, аппликация, тиснение и штамп, — причём часто сочетали роспись с резьбой или тиснением. Для росписи применялась самодельная краска в основном двух цветов: чёрного и красного, — а естественный цвет бересты был фоном. Эти старинные украшения прекрасно сочетались с национальным костюмом из кож, дополняли оформление халата.
Удэгейский орнамент особенно интересен растительными, звериными и птичьими мотивами. Причудливое орнаментальное кружево стилизованных до неузнаваемости форм окружающей природы украшало халаты и охотничьи головные покрывала. Современный облик удэгейского орнамента сильно отличается от старинного. Совершенно забыта древняя символика, а узор воспринимается даже пожилыми мастерами как обычное декоративное украшение.
Древнее народное творчество не допущено в новый быт, так же как и национальная одежда, но декоративное искусство может изменять свои формы в соответствии с новыми условиями. Орнамент востребован на сувенирах и на тех предметах гардероба охотника, которые в силу своей уникальности не вышли из употребления до сих пор. Например национальная зимняя меховая обувь унты. Оформленные меховой мозаикой или аппликацией из ровдуги они прекрасно гармонируют с современной зимней одеждой и очень востребованы у охотников, причем не только удэгейских.

Автор Виктор Подмаскин, фото автора

Материал опубликован в 36 номере бортового журнала «Владивосток Авиа», 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>