Мастер Чэнь. Любимый жеребенок дома Маниахов

Хотя формально Мастер Чэнь (он же востоковед Дмитрий Косырев) осваивает то же поле исторического детектива, что и Борис Акунин, до лавров коллеги ему пока далеко. Оно и понятно: если Акунин выбрал узнаваемые время и место — Российская империя сто лет тому назад, то Чэнь погружается в VIII век, эпоху почти что допотопную. В «Любимой мартышке дома Тан» действие происходит в средневековом Китае, в «Любимом ястребе дома Аббасов» — в Центральной Азии, в новом романе — в Византии. Империя переживает «темный век», ознаменовавшийся арабским нашествием, опустошительной чумой и жизнеотрицающим диктатом иконоборцев. Автор признается, что сам он не византинист, извиняется за возможное «хулиганство», но книга свидетельствует, что исследование он провел нешуточное. Чэнь подробно рисует жизнь как провинции, так и Константинополя, уделяя одинаковое внимание борьбе партий, Ипподрому, мимам, «греческому огню», городской канализации, бане и византийским блюдам. Главный герой — по-прежнему самаркандский купец Маниах, который вязнет в интригах вселенской важности, а действие хронологически располагается между «Ястребом» и «Мартышкой». Но в этот раз сюжетостроение автору дается со скрипом: в сторонних деталях, недосказанностях, путаных флешбеках, бесконечных отсылках к «Ястребу» теряются ясность и напряжение, столь необходимые детективу, да и собственно фабула кажется притянутой. Но зато проповедуемая Чэнем идея взаимосвязи культур и времен звучит как никогда убедительно.
«Я уже знал, что еда и Анна нежно дружат. Она накормила меня чем-то, стоившим не просто меньше фола, а, видимо, меньше половины его. Это был всего лишь горох, на грани между кашей и супом, а ведь эту грань надо тоже уметь почувствовать. Я подумал, что давно не ел ничего настолько дешевого — я бы даже сказал, позорно дешевого, она даже плоские ложки, кажется, сама вырезала ножиком из дерева. Но и такого вкусного. Как это делается? Поджаренный лук, понятно, вот он. Немножко местной зелени, как в монастыре. Тоже понятно. Но…»
Материал опубликован в 46 номере бортового журнала «Владивосток Авиа», 2010 год.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>