Место у моря

Море — не только основной источник благосостояния Приморского края и не только место для купания или прогулок на яхте. Это стихия, которая формирует прибрежное пространство, воспитывает особый — широкий — взгляд на мир и вдохновляет людей на творчество. Но море уязвимо. Об этом рассказывает Александр Городний, директор музея современного искусства «Артэтаж» ДВГТУ и куратор выставки «Художники в Сидеми, на островах и берегах Приморья».

Представляя где-либо природу дальневосточного Приморья, самым главным в ассоциации станет Уссурийская тайга и пейзажи, связанные с морем. Море зовет и манит не только романтиков-моряков, но и каждого, кто желает слиться с природой. Пока ещё приморские берега сохраняют девственную сущность. Но уже в памяти народной остаются рассказы о лакомых дарах — трепанге, гребешке, крабе, морском еже… О прозрачных водах в известных бухтах и заливах.
Сидеми, пожалуй, — одно из первых благодатных дачных мест для жителей Владивостока. Издавна оно было поселением коренных жителей народа удэге. С 1880 года с этим местом связаны известные в крае и даже в мире фамилии: Янковский, Гек, Бриннер, Суханов. Здесь выводили новые породы лошадей, изучали фауну и флору, занимались пантовым оленеводством, выращивали женьшень и даже открывали стоянки древних людей. Революция в России развеяла все трудом нажитое, наработанное, разбросала по свету первопроходцев, отдавших силы и любовь этим землям. Даже название Сидеми было изменено в Безверхово. Разрушены имения и фамильные склепы.
В 1980-е годы в Сидеми, на морской учебной базе, хозяином и начальником был замечательный человек Александр Воробьев. Человек с большим сердцем, открытый и добрый. Его настоящим призванием было устраивать людям праздники, даже из будней. Он, как магнит, притягивал людей различных профессий и взглядов, но лицам творческим здесь была особая прописка. Художники, поэты, писатели, артисты для Воробьева были особой привилегированной кастой, находили у него постоянный приют. И отвечали ему дружеской, искренней взаимностью. Однажды в светлый день, пахнущий свежестью и морем, колоритный Воробьев вошел в мастерскую Пыркова — и готов портрет гостя.
Уже давно стояла Андреевка, творческая дача приморских художников в Хасанском районе, но заглянуть к Воробьеву на пленэр, на неделю-другую, описать окрестности Сидеми, стремились многие художники. Посвящая выставку памяти А.Г. Воробьева, музей «Артэтаж» представляет, в первую очередь, художников «сидеминцев» периода 1980-х — начала 1990-х г. Это известнейшие ныне в крае художники: Александр Пырков, Евгений Корж, Виктор Убираев, Юрий Собченко, Федор Морозов, Виктор Шлихт, Евгений Димура, Юрий Волков, Ильяс Зинатулин, Сергей Симаков, Виктор Серов, Андрей Камалов, Сергей Горбачев.


Зная о благодатной для художника теме «про острова и берега», хочется увидеть работы всех, кто бродил с мольбертом или фотокамерой вдоль приморского побережья. Их, пожалуй, не счесть. И студенты, и профессора-преподаватели, и художники-любители — каждый имеет богатый арсенал работ всевозможных техник и стилей. Все оттенки красок и впечатлений, доступных только взгляду художника, можно наблюдать бесконечно. Многие картины незабываемы: серия маяков Сергея Черкасова, пейзажи Юрия Собченко и Виктора Шлихта, имеющих огромное количество учеников и последователей; работы с арт-круизов на яхте «Аллегро» экипажа художников (Серов, Камалов, Горбачев); всплеск работ из Сидеми в 1988 году, молодого тогда Ильяса Зинатулина. Все это и ныне востребовано российскими и зарубежными музеями.
Среди богатого разнообразия современной приморской живописи особое место занимает Виктор Федоров. С островов Русского, Попова, Рикорда в 1960-х и 70-х годах от городской цивилизации он бежит в необитаемое, далее на юг — в бухту Средняя, острова Большой Пелис, Фуругельма, где месяцами в одиночку свершает свои таинства с морем и горизонтом. В десятках гуашей, ежегодно привозимых с островов, доминирует состояние вечного единства природы и человека. Помимо последних гуашей Федорова на выставке впервые публике представлена его монументальная работа «Рыбаки о. Попова», где автор показал себя замечательным портретистом. Картина посвящена погибшим на сейнере рыбакам, с которыми Федоров часто выходил в море. С морем, побережьем и творчеством Федорова связаны великолепные фотографии и фильмы Марины Скляровой. Её работы передают общее для большинства художников настроение — восторг от живописных берегов Приморья и тревогу за их сохранение. Этой идее созвучно и творчество Владимира Погребняка. Его огромная картина «Васюки» ярко живописует бытие сегодняшней Андреевки — нового Вавилона, где безумство отдыхающих не оставляет на картине места для самой природы.
Летом 2007 года журналисты-экологи со всей России приехали на побережье Лазовского заповедника, к легендарному острову Петрова. Тогда с волнением обсуждались вопросы настоящего и будущего заповедного побережья. Как можно сохранить во времени то, что дано природой, как пользоваться ею во благо в настоящих условиях? По-моему, возможен лишь один рецепт — любить место, где живешь, пространство, которое тебя окружает. А художник для всех остальных может лишь подсказать, осветить «это место».

Репродукции предоставлены музеем современного искусства Артэтаж, ДВГТУ (www.artetage.ru Тел.: 72-37-96, 60-89-02). Cпонсоры альбома-каталога: Председатель Приморского союза юристов Сергей Блеес и директор Тихоокеанской управляющей компании Андрей Косолапов.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>