Модный авангардист

Как и любое место на земле, побережье Японского моря — и Владивосток в том числе — обладает особой атмосферой. Какая музыка может ее выразить? Русская, удэгейская, американская или японская? Один из ключей к пониманию этого пространства — творчество Рюичи Сакамото, самого знаменитого — и модного — японского музыканта. Сакамото провозгласил, что единственная константа творчества — это изменение: «Не стоит замыкаться в одном стиле. Нужно сломать стены между жанрами, категориями и культурами. Комбинировать разные вещи. Вот, что по-настоящему волнует».
56-ти летний Рюичи Сакамото — персона мирового масштаба. Композитор, музыкант, актер. Его позиция в отношении искусства заразительна. Он экспериментирует с разными жанрами и технологиями, в его произведениях симфоническая музыка сочетается с индустриальными шумами, джаз и босса нова с электронным техно, а этнические мелодии с поп-роком. Причем у него это получается по-немецки мощно, по-английски элегантно и по-японски утонченно. Авангардный порыв Сакамото можно сравнить с радикальным настроем русских экспериментаторов начала прошлого века. Смешение культур причем «с восточным акцентом» — это стихия побережья Японского моря.  Сакамото начал заниматься музыкой в 1963 году в 11-ти летнем возрасте, брал академические уроки композиции. Мальчиком он был не только возвышенным, но и современным, ему одинаково нравились «Битлз» и Бетховен. Через восемь лет Сакамото поступил в Токийский национальный университет искусств и музыки. Получив диплом со специализацией по электронной и этнической музыке, он начинает активно сочинять, играет вместе с лучшими роковыми, джазовыми и академическими музыкантами Японии. И вскоре становится заметным аранжировщиком и пианистом островов. В 1978 го-ду выпускает первый сольный альбом «1000 ножей Рюичи Сакамото» и организует группу “Yellow Magic Orchestra”. Вскоре группа YMO стала международной сенсацией. Их второй альбом был продан тиражом более миллиона копий. После мирового турне японских музыкантов окрестили «королями техно». За пять лет было выпущено 11 альбомов. Считается, что музыканты YMO оказали огромное влияние на развитие поп-музыки, в особенности направлений рэйв и техно. Однако Сакамото было тесно в рамках одного стиля, его интересовала разная музыка — джаз, босса нова, современная классика и мировая этническая музыка. В 1983 году он создал свой первый мировой бестселлер — саундтрек к фильму Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» (с хитом “Forbidden Colours”). В фильме, где снялись Дэвид Боуи и Такеши Китано, Сакамото сыграл одну из главных ролей — офицера-надзирателя Янои.


Уйдя из YMO, Сакамото сказал: «В моей голове — особая культурная карта, в которой Бали находится рядом с Нью-Йорком, а в звуках японской поп-музыки слышится сходство с арабскими мелодиями». Широкий и эклектичный подход к музыкальному творчеству вскоре вывел Сакамото на мировую сцену. Он сотрудничает с такими знаменитыми музыкантами, как Дэвид Боуи, Дэвид Бирн, Дэвид Сильвиан, Игги Поп, Робби Робертсон, Гаэтано Велозо, с культовым писателем Уильямом Берроузом. Самым грандиозным музыкальным проектом Сакамото принято считать оперу «Жизнь», поставленную в 1999 году в Токио и Осака. Музыкальный спектакль собрал более сотни участников, включая Хосе Каррераса, Бернардо Бертолуччи, Салмана Рушди, Далай Ламу и танцоров Франкфуртского балета.
Однако самый большой успех Сакамото связан с кинематографом. В 1987 году, спустя четыре года после успешной работы над фильмом «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!», Сакамото сочиняет музыку к фильму «Последний император» Бернардо Бертолуччи. Эта работа принесла ему «Оскара», «Грэмми», «Золотой Глобус», а также награды ассоциаций кинокритиков Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Британской киноакадемии за лучший саундтрек к фильму. После этого он дважды работал с Бертолуччи, Оливером Стоуном («Дикие пальмы»), Педро Альмадоваром («Высокие каблуки») и Брайаном Де Пальма («Глаза змеи», «Роковая женщина»). Фильм «Деррида» (2002) с его музыкой получил приз Кинофестиваля в Сан-Франциско как лучший документальный фильм, а “Alexei & the Spring” завоевал один из призов Берлинского кинофестиваля. Последние работы в кино — саундтрэки к фильмам «Мальчик и слоненок Рэнди» (2005) и «Шелк» (2007). Недавно авторитетный музыкальный журнал «Биллборд» заметил, что музыка Сакамото в кино — «будто аура визуальных событий. Но она вполне самостоятельна. Такие киношные темы, как «Последний император», «Маленький Будда» или “El Mar Mediterrani”, написанная для церемонии открытия Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году, — сами по себе прекрасны, о чем свидетельствует их мировое признание». Наследие Сакамото — это более 30 сольных альбомов. Один из последних — Chasm — был издан в 2004 году и спустя два года породил продолжение — пластинку Bricolages, где и без того авангардную музыку Сакамото исполнили в своей аранжировке известные музыканты-авангардисты.
Композитор, за которым закрепилась слава модной артистической персоны, не раз снимался в кино и был героем глянцевых журналов. Помимо работ в фильмах «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» и «Последний император», он играл в фильме Абеля Феррары «Отель «Новая роза» (с Уиллемом Дефо), снимался в клипе Мадонны “Rain”.
А еще работал моделью сети модных магазинов “Barney’s New York”, показывал одежду от «Антонио Миро», “Gap” и время от времени снимался в качестве мужской модели для мировых журналов мод.
Одна из последних работ Сакамото — пластинка “Casa”, в которую вошли мало известные произведения знаменитого бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима, изобретателя стиля босса нова. В записи, прошедшей в доме маэстро в Рио-де-Жанейро, приняли участие музыканты Жак и Паула Мореленбаум. После выступления трио “Morelenbaum2/Sakamoto” на джазовом фестивале в Стамбуле Сакамото в очередной раз сформулировал свои творческие идеалы:
«Мы живем во времена бурных перемен во всех сферах жизни. И музыкальная культура — не исключение. Но это нельзя в строгом смысле слова назвать “глобализацией”. Это совершенно естественный ход событий, который не связан с разрушением локальных культур и традиций. Музыка — универсальный язык, универсальное средство общения, своего рода эсперанто. Она вызывает бурный поток эмоций у слушателей. Поэтому важно знакомиться с разными музыкальными стилями, хотя бы для того, чтобы разнообразить свою эмоциональную жизнь. Для меня самое важное — это путешествовать, знакомиться с разными культурами и цивилизациями. Все это способствует моему творческому поиску и обогащает меня как музыканта».

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>