Модный викэнд в Малайзии

 

Индустрия моды в Малайзии — одно из самых быстрорастущих направлений в национальной экономике, богатой, динамично развивающейся, привлекательной для инвесторов и ориентированной на создание ни много ни мало — «потребительского рая». В результате разумной политики государства, осуществляющего поддержку и продвижение национальных гениев моды, за два последних десятилетия малайские бренды завоевали мировой статус. Бутики малайских дизайнеров открыты в мегаполисах планеты. Пусть малайским маркам еще далеко до глобализированных брендов вроде Gucci или Adidas, но они заслуженно занимают свое место в ряду модных лейблов Европы и США. Fashion weekend, прошедший в конце 2011 года в столице Малайзии, убедительно это продемонстрировал.
Показ прошел в недавно построенном торгово-выставочном комплексе Publika, специально предназначенном для продвижения молодых дизйнеров и художников (на баснословных условиях — талантливой молодежи бутики в начальный период предоставляются бесплатно). Вместе с последними коллекциями от лондонских дизйнеров (KTZ, Haizhen Wang, Belle Sauvage) на подиуме демонстрировались наряды от местных звезд — Радзуан Радзиуил, Файзол Абдулла и Хун Уй. В качестве поддержки осветил своим присутствием показ всемирноизвестный дизайнер малайского происхождения Джимми Чу, обувь марки которого вот уже лет 30 остается одной из самых желанных для большинства модниц планеты. Своим появлением на подобных смотрах мастер символизирует кардинальную перемену в системе национальной фэшн-индустрии. Когда-то, чтобы стать популярным в Малайзии, нужно было — как Джимми Чу — завоевать славу в Европе, новое же поколение малайских кутюрье имеет все шансы достигнуть успеха у себя на родине. Ориентация государства на развитие текстильной промышленности и экспорт, а также на развитие культуры, искусства и, с другой стороны, туризма, плюс качественное образование и отлаженная машина продвижения на родине и за рубежом, которую предсталяет Mifa (Malaysian International Fashion Alliance) с отдельным проектом GFI (Global Fashion Inspiration), — все это создало хорошие условия для появления разнообразной дизайнерской одежды made in Malaisya.
Ярким представителем направления, который можно назвать «малайским гламуром», считается Радзуан Радзиуил (Radzuan Radziwill), прославившийся умением делать изысканную, подчеркнуто женственную одежду, в которой западные традиции органично сочетаются с национальными темами, на что автор делает особой акцент. Дизайнер, окончивший два университета (технологческий университет МАРА в Малайзии и университет Бунка в Японии), дебютировал в начале 1990-х, завоевав несколько престижных национальных премий и открыв собственный бутик в Куала-Лумпуре. За последние годы Радзиуил приобрел славу знатока женского силуэта, создающего роскошные вечерние наряды и повседневные платья, которые при всей своей изысканности, чувственности и артистизме сохраняют главное, что человек ожидает от одежды, — практичность. После того, как покупателями его нарядов стали знаменитости и члены королевской семьи Малайзии, марка Radziwil стала символом понятия «роскошь».
Файзол Абдулла (Faisol Abdullah) поставил мировой рекорд, сшив самое дороге в мире платье, оцененное в 30 миллионов долларов. Вечернее платье из шелка и тафты украшено 751 бриллиантом от Муавада, ближневосточного мастера, любимого ювелира Николь Кидман, Анджелины Джоли, Бритни Спирс. В центре композиции — грушевидный «Соловей Куала-Лумпура», бриллиант в 70 карат. Глядя на последнюю коллекцию, которую представил алмазный дизайнер, зритель не мог не обратить внимания на ее подчеркнутую скромность, которая вероятно является обратной стороной восточной расточительности. Нежные, хотя и яркие цвета, монотонные узоры, свободный крой, скрывающий ноги, напоминающий то арабские, то японские одежды.
Самым молодым дизайнером, представившим свою коллекцию на данном показе, был автор одного из самых модных малайских брендов — Хун Уй (Khoon Hooi), создающий образы, сочетающие дух авангарда и романтики. Как отмечают критики, Хун Уй удачно экспериментирует с цветом, отдавая препочтения пастельным тонам, и умело работает с драпировкой, подчеркивая женственность силуэта. Окончивший Малайский институт искусств дизайнер, начиная с 1996 года, выиграл ряд национальных премий, в том числе премию королевы Малайзии. А затем в течение нескольких лет приобрел мировую известность. В конце 2000-х женская одежда марки Khoon Hooi начинает продаваться в одноименных магазинах в Кувейте, Тайване, Сингапуре, Сиднее, Лондоне и Нью-Йорке. В последние годы марка вызывает большой интерес в Европе, который подогрел прошлогодний показ в Париже на популярном смотре Tranoi (выдавшем путевку в мир европейской моды уже трем малайским маркам — Farah Khan, Klutched,Ultra), где дизайнер с успехом представил коллекцию весна/лето 2011.
Текст Евгения Панкратьева, фото автора, опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» №50, 2011 г.