Морские звезды

Много ли вы знаете музыкантов из Владивостока, которых можно поставить в ряд мировых или хотя бы российских знаменитостей? Сложный вопрос. Историк и журналист Сергей Корнилов доказывает, что таких людей много, а вклад «города нашенского» в мировую музыкальную культуру не оценен по заслугам.

От Владивостока до Бродвея

Юл Бриннер известен как голливудский актер. И это первый уроженец Владивостока, который стал звездой мировой эстрады.
Юлий Бриннер родился в 1920 году во Владивостоке, в семье министра экономики и финансов Дальневосточной республики (ДВР). Владивосток в то время был столицей «черного буфера» (так по иронии судьбы называлась южная белогвардейская часть ДВР).  ДВР исчезла с политических карт в 1922 году, а вскоре после этого родители Юлия развелись.  Отец эмигрировал в Китай, а Юлий воспитывался матерью и старшей сестрой Верой во Владивостоке. В 1927 году, предчувствуя грядущую мясорубку, отец перевез бывшую жену и детей в Харбин. Там они жили до 1930 года, а затем отправились в Европу и поселились в Париже.
Артистическая карьера Юла началась с того, как он с гитарой появился в знаменитом парижском ресторане «Максим», где за экзотическую внешность и напор (в нем смешалась швейцарская, русская и монгольская кровь), его тут же приняли на работу. Работа в «Максиме» свела Юла со знаменитой семьей цыган Дмитриевичей, которые  блистали на лучших подмостках Европы. Тесная связь с Дмитриевичами надолго предопределила стиль жизни и сценический имидж Бриннера. Когда он прибыл в США, то появился на Бродвее в цыганских брюках, атласной рубахе, с гитарой и сразил тамошнюю публику взрывным, неистовым характером, дикими, брутальными манерами и способностью во время игры на гитаре выпивать стакан водки, которую ему ставили прямо на гитарную деку. Но это было позже, а в Париже Бриннер и Алеша Дмитриевич (самый знаменитый артист из этой династии) активно выступали, а потом записали диск с русскими песнями и романсами, который на долгие годы стал популярным не только в Европе, но даже в Советской России.
После захвата немцами Парижа Юл переезжает в США, где его ждала невероятная слава. Он стал звездой Бродвея и Голливуда, снялся во многих фильмах, получил Оскара, завоевал любовь Марлен Дитрих, Мерлин Монро, был мужем Ингрид Бергман, дружил с Энтони Куином, Эдди Мерфи и Майклом Джексоном и умер в лучах славы в 1985 году от рака легких, поскольку курил всю жизнь, как паровоз. Это произошло, как и положено великому артисту, прямо на бродвейских подмостках. Он упал во время 4166-го (!) исполнения главной роли в мюзикле «Король и Я», за которую он получил немыслимое количество наград и премий, включая голливудский «Оскар» (за роль в экранизации того же мюзикла).
Удивительное совпадение: в 1985 году, когда умер Юл, во Владивостоке был создан рок-клуб. Мистика, напоминающая о буддийском перерождении, становится еще более очевидной, если вспомнить, что Юл был первым среди белых артистов США, кто  приветствовал появление рок-н-ролла, который до середины 1950-х был исключительно  музыкой «черных». Он дружил с негритянскими исполнителями фри-джаза, буги-вуги и фанка, а с рождением нового музыкального направления был так очарован новой музыкой, что даже сына назвал Роком. Мало того, именно Юл Бриннер стал инициатором создания и главным инвестором знаменитой сети Hard-Rock-Café в Америке.

От «Туманного Стона» до Туманного Альбиона

Рождение Владивостокского рок-клуба привело к культурному взрыву и появлению в городе нашенском огромного количества рок-команд, работающих в самых разных направлениях: от панка («Совет Ветеранов Санэпидемстанции» и «Туманный Стон») до джаз-рока («Воскресная площадка»). Александр Демин («Дёма»), пел городские влад-блюзы, «Абстракцион» и «Дионис» лабали хард-рок, Валера Шелепчук одним из первых в СССР читал рэп, «новые романтики» «Депеша» и «Третья стража» гнали «новую волну», а иже с ними «Мумий Тролль» был нашим «депешмодом».
Именно «Мумий Троллю» суждено было прославить Владивосток на всю Россию. История группы более-менее известна. Существует официальная биография, напоминающая красивую легенду о нищем, превратившемся в принца. Но при этом об одной важной, даже можно сказать, судьбоносной детали еще никто и нигде не писал. Эпохальный переезд группы в Лондон, после которого начался стремительный взлет ее популярности, связан с другом Ильи Лагутенко — Василием Тужаковым.
Этот человек жил в 1980-е годы во Владивостоке. Не нравилась ему вся эта, как тогда говорили, «Совдепия». И, чтобы отвлечься от унылой действительности, он, как и многие тысячи советских мальчишек, слушал западный рок. Особенно ему нравилась британская группа «Роллинг Стоунз» и ее вокалист Мик Джаггер. Вася так полюбил эту группу, что даже выучил английский язык по ее текстам. К 1990-му году «железный занавес» рухнул, и в Россию полились бурные потоки западной культуры. Вася Тужаков стал выписывать и получать из Британии журнал News Musical Express, а однажды написал туда письмо о себе и о своей любви к «Роллинг Стоунз». Каково же было его удивление, когда он получил ответ! Журналистка NME решила сделать  интервью с парнем из самой далекой российской глубинки. Переписка привела к встрече в Москве. Вспыхнула внезапная интернациональная любовь и меломаны, не долго думая, решили пожениться. Журналистка оформила Васе вызов. Купили билеты в Лондон. Трудно сказать, кто поступил более легкомысленно, девушка, забывшая о свадьбе на следующий день и уехавшая в другой город, или Вася, который полетел в Лондон один. Но, вероятно, никто ни о чем не пожалел. Получив сначала временный, а затем постоянный вид на жительство, Вася Тужаков осел в Лондоне и стал вести богемный образ жизни безработного хиппи, о чем мечтал все свою сознательную жизнь в СССР. Со временем ему стало скучно и он решил вызвать к себе владивостокских друзей для того, чтобы вместе проматывать деньги британских налогоплательщиков (как эмигрант из страны третьего мира он получал весьма неплохое пособие). Первым и собственно единственным, кто согласился, стал его друг детства Илья Лагутенко, который до этого пару лет поработал переводчиком в Китае и был  рад сменить как работу, так и место жительства. Вася сделал Илье вызов в 1995-м, Илья прибыл в Лондон, а за ним потянулись в Туманный Альбион и другие музыканты из Владивостока, образовав там целую диаспору. В результате, уже в 1996-м был записан альбом «Морская», спродюсированный еще одним бывшим муммитроллиевцем — Леонидом Бурлаковым. В отличие от остальных, у Леонида были идеи и деньги, на которые собственно и была сделана запись, а также организована беспрецедентная компания по раскрутке «Мумий Тролля» и «Морской» в России. В 1997 году «МТ» уже были русской группой номер один. Так любовь Васи Тужакова к «Роллинг Стонз» и британским журналам привела к появлению в России «рокапопса».

В сторону Израиля

Пожалуй, только один житель Владивостока стал звездой современной поп-сцены мирового масштаба. Музыканта зовут Борис Бланк, а группа, точнее, дуэт, в котором он участвует, носит незамысловатое имя Yello. Предвижу восклицания фанатов: «Yello?! Это ведь австрийская группа!» Правильно. Ее лидер Борис Бланк в свое время переехал в Австрию из Израиля, а в Израиль попал… из Владивостока! Справедливости ради надо отметить, что родился он в Уссурийске, затем переселился с родителями во Владивосток, откуда в конце 1960-х эмигрировал в Израиль.
И если речь зашла об Израиле, то нельзя не упомянуть знаменитую владивостокскую группу Opium, лидер которой Мирослав Ткаченко уже много лет проживает на Земле Обетованной. Слава не оставил занятий музыкой, хотя сделал успешную бизнес-карьеру. Его бессменный напарник— музыкант Илья Иванов, живущий во Владивостоке. В конце 2006 года у Opium выходит альбом The Puzzle, который будет продаваться и в приморской столице.

Куда ушел «Седьмой прохожий»?

Еще один культовый представитель Владивостокского андеграунда 1980-х годов — группа «Седьмой прохожий». Ее лидер Вадим Драков уже несколько лет живет в Германии, пишет музыку и выпускает альбомы под прежним названием. Два его «подельника» — Вадим Кравченко и Александр Буздык — остались на родине: один во Владивостоке, другой в Уссурийске.
Можно сказать, что «Седьмой прохожий» появился в городе благодаря морю, — все три его участника волею судеб оказались на одном судне ВСГА. Двое служили навигаторами, а Вадик Кравченко — поваром. Однажды, в красном уголке судна они обнаружили гитары «Урал» и… так родилась группа. Во Владивостоке «Седьмой прохожий» выпустил два альбома и канул в лету… По крайне мере так казалось, поскольку лидер группы и автор текстов – Вадим Драков уехал в Алма-Аты, где женился на немке и эмигрировал в Германию.
И вот в 2000 году состоялось второе пришествие «Седьмого прохожего». Вездесущий Леонид Бурлаков выступил продюсером сборника лучших и новых песен Дракова, выпущенного под старым лейблом. Альбом получил название «Россыпь», а на МТV пару лет крутили клип  «Золотые капли», снятый для промоушена альбома. Российской знаменитостью Вадик Драков не стал, но его имидж, запечатленный в клипе, — бритый наголо инопланетянин — запомнился многим.

Масквичи

Естественно, что самая большая диаспора знаменитых владивостокских музыкантов проживает ныне в городе-герое Москве.
Вика Цыганова. Родилась в семье морского офицера на Русском острове. Поп-певица, исполнительница суперпопулярных хитов середины 1990-х «Русская водка» и «Андреевский флаг». Ныне тяготеет к русскому шансону — знаменитый дуэт с Михаилом Кругом «Приходите в мой дом» и другие.
Анатолий Погодаев и группа «Зерна». Это бывшие владивостокские «Бунт Зерен», ныне переставшие бунтовать и превратившиеся в милый поп-роковый проект, выступающий по клубам. Изредка выпускают альбомы. Последний релиз: альбом «Sердце Vina», который вышел весной 2006 года.
Олег Чубыкин и Александр Иванов. Бывший «Тандем» распался на двух музыкантов работающих сольно. Оба — успешно. Иванов пишет музыку для фильмов, сериалов и рекламных роликов. Чубыкин выпускает собственные альбомы, снимает клипы, работает со многими известными музыкантами («Сегодня ночью», «Океан Эльзи» и др.), а на досуге сочиняет музыкальные рецензии для журнала «Роллинг Стоун».
«Биопсихоз». Детище владивостокца Сергея Шубина по-прежнему на плаву. Шубин, правда, работает в ночных клубах Москвы чуть ли не гардеробщиком, но его песни периодически звучат на саундтреках самых крутых российских блокбастеров: «Антикиллер», «Ночной дозор» и других.
Пожалуй, самая владивостокская группа из всех — это «Иван Панфиlove», учитывая количество местных топонимов, упоминаемых в текстах их зажигательных песен. Тут и «Зеленый угол» ждет…», и «по Набережной…», и «БАМ», и «Чуркин с Эгершельдом» и главный хит Панфилова: «Славный город», который «славен мэром и братвой», а также омывается морем «со всех его трех сторон…». Сейчас «Иван Панфиlove» — это клубная московская команда.

Классика

Есть наши люди и в классическом музыкальном столичном искусстве: это довольно известная в Москве пианистка  Наталья Коршунова, которая работает в музыкальной школе им. Гнесиных и активно концертирует в Москве с ведущими солистами московских музыкальных театров. А также оперные певицы Инна Звеняцкая (дочь художественного руководителя Приморского Академического театра им. Горького Ефима Звеняцкого) и Оксана Корниевская. Обе учатся в Центре оперного пения Галины Вишневской, а работают на самых лучших оперных площадках Москвы: Оксана поет на сцене Большого театра (в «Войне и мире» у нее целых две партии: Элен Безуховой и Ахросимовой), а Инна в «Риголетто» и «Царской невесте», поставленных в Центре Галины Вишневской.

Новоиспеченные звезды

Самые последние поставки на московский музыкальный рынок Владивосток сделал в этом году. Весной 2006 года на покорение столицы улетела группа Steplers,  известная своим амбициозным лидером Константином Буглевским, который тут же по приезде в столицу заявил прессе, что намерен обойти славой Майкла Джексона и вообще — завоевать весь мир. Группа неожиданно стала участником проекта MTV «Делаем деток» (аналога «Фабрики звезд»). В  отборе участвовало
82 команды, а в финал вышли только четыре: «Лондон», Fine Stuff, «Ранетки» и Steplers. Они бились в прямом эфире, и по итогам голосования зрителей победа досталась «нашенским» музыкантам.
На фестивале MTV RMA’06 Steplers уже выступали на одной сцене со «Зверями», Дельфином, Валерией, Димой Биланом и другими звездами.
В конце 2006 года  вместе с новым альбомом завоевывать Москву отправился очередной поп-музыкант Сергей Орлов. Так что, экспансия Владивостока продолжается.

Влюбленный капельмейстер

Имя всемирно известного композитора Макса Кюсса (1877—1942) многим меломанам ни о чем не говорит, хотя произведения его знают во всем мире. Правда, родился он далеко от берегов Тихого океана — на Балтике в Шауляе, прославился Кюсс именно во Владивостоке. А главное: именно на берегу Японского моря он сочинил свое самое известное произведение — вальс «Амурские волны».
Незаурядные музыкальные способности Кюсс проявил с детства. Юношей он стал воспитанником военного духового оркестра. После русско-японской войны музыканта направили на службу во Владивосток, где он в 1907 году был зачислен капельмейстером 2-го Восточно-Сибирского полка. В том же году Макс влюбился. Но трагедия состояла в том, что объектом страсти Кюсса стала жена командира его полка, полковника Кириленко. Отвечать на любовь музыканта она не собиралась. Несчастный влюбленный бродил по Светланской, приходил на Набережную и здесь, на берегу Амурского залива, он и сочинил вальс «Амурские волны», ставший всемирно известным.
Успех вальса был необычайным. Начиная с 1908 года он исполнялся повсюду, его ноты мгновенно раскупались в музыкальных магазинах и неоднократно переиздавались. И несмотря на то, что во Владивостоке Кюсс создал и другие популярные вальсы: «Королева экрана» (посвященный Вере Холодной), «Моя тайна», «Скорбь души», «Разбитая жизнь» —  ни один из них не стал таким же популярным, как «Амурские волны». Названия поздних вальсов говорят о том, что сердце Кюсса было разбито. Когда мучения достигли апогея, у композитора случился психический срыв. Пролечившись в психиатрической клинике, он переехал в Одессу. И до конца жизни так и не женился, оставшись верным дальневосточной любви.

Фото Алексея Воронина. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 30, 2006 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>