Музыка застоя и музыка движения

На протяжении последних десятилетий Владивосток занимает особое место в истории отечественной рок-музыки. Помимо хорошо известной группы «Мумий Тролль», отсюда Александр Демин, «Седьмой прохожий», «Туманный стон», «Тандем» и Олег Чубыкин, Олеся и еще пара-тройка музыкантов, которым удалось, сохраняя свой собственный стиль, найти широкую аудиторию. Самое плодотворное время этой истории — конец 1980-х — начало 1990-х. Сегодня, несмотря на кажущееся изобилие возможностей, новых имен не слышно. Известный в городе музыкант и шоумен Валерьян Манохин объясняет почему.
Во Владивостоке, как и в любом российском городе, сложилась на первый взгляд парадоксальная ситуация. Открыта масса ночных клубов, работает масса радиостанций и телеканалов. Используя компьютер, можно в домашних условиях сделать запись мирового качества (хотя сыграть ее в том же качестве на концерте куда сложнее). В то же время сегодня много людей, которые интересуются музыкой, причем разной. Спрос большой. Но творчества это не стимулирует. Интересные музыканты почти не появляются. Эфир заполнен безликим потоком однотипных произведений. В чем проблема? Музыка стала товаром в системе потребления современной России. Для того, чтобы этот товар был прибыльным, он должен быть массовым и удобоваримым. Эти характеристики объединяет понятие «формат». Никто толком не может объяснить, что это такое, но зато каждый редактор эфира и каждый директор ночного клуба охотно это слово использует.
Клубы и СМИ озабочены одной вещью — прибылью. А раз так, то менеджеры идут по пути наименьшего сопротивления: продают то, что стопроцентно угодит большинству людей. Это, как все мы слышим, либо широко раскрученные новые хиты, либо старые и проверенные временем. Поэтому подавляющее большинство музыкантов занимается исполнением чужих песен. Начинающие с юности думают не о своем творческом самовыражении и росте, а об умении делать кавера и подражать тому, что пользуется спросом.
«Дискотеки 80-х» — показательный симптом застоя. Людям нравится вспоминать юность. Но эту манию ловко использует шоу-бизнес. Сохраняя форму, но подавляя содержание. Если вспомнить, тогда было время открытий и свободы: экономической, политической и, в первую очередь, творческой. Вот мой друг во время демонстрации проник на трибуну и стал декламировать стихи Хлебникова. Прошло некоторое время, прежде чем милиция сообразила, что происходит. Таких случаев было много. Люди сильно хотели перемен, действия, свободы. Интересно, что выбор музыки был не меньше, а то и больше, чем сейчас. В советских студиях звукозаписи можно было найти все, что угодно. СМИ увлеченно занимались созиданием среды вместе с музыкантами (были программы на телевидении и радио, за субкультурой пристально следила пресса). Теперь это никому не нужно.
Раньше группа могла записать альбом во Владивостоке, а кассеты чудесным образом попадали в другие города. Сегодня люди не знают, что делают их соседи по улице (а среди них ведь есть гении). Новое если и появляется, его нигде не услышишь. Например, один из последних и лучших дебютов во Владивостоке — группа «Ё», современная музыка, джазовый вокал. Они собирали бы хорошие залы. Но связываться с ними никто не хочет. Энтузиазм, на котором появились некоторые клубы в городе, давно сошел на нет. Лет 15 назад каждый фестиваль, каждый концерт местных музыкантов был событием. А теперь даже друзья перестали ходить на концерты. Цикл капитализации музыкального творчества завершился.
В 99 случаях из 100 любой музыкант, наивно предлагающий свое творчество миру, рано или поздно узнает, что делает «неформат». Причем после этого обычно следует насмешливый комментарий, мол, хватит, чувак, заниматься самодеятельностью, пора браться за ум и относиться  к музыке как к бизнесу. Выучи пару хитов и приходи! Стоп, ребята. Ваши поделки — это и есть самодеятельность. Чтобы общество развивалось и становилось совершеннее, ему нужно постоянное интеллектуальное обновление. Новое искусство, новая музыка. Движение.

Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 45, 2010 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>