Ноль с плюсом

Многие люди культивируют в себе активность, приподнятое настроение. Некоторые, напротив, любят печалиться и смаковать свои разочарования. Для Виктора Хмелика лучший показатель для душевного состояния — «нулевая точка». Так говорит один из уважаемых художников Владивостока. Известный фотограф, успешный дизайнер, он считает, что как бы жизнь ни играла с нами, лучше относиться к ней ровно, не доверяя ни захлестывающей радости, ни — тем более — пессимизму.

Меня всегда привлекал Восток. Больше тянуло в Азию, нежели в Европу, так что поездка в Тибет была осмысленной и долгожданной. Мне близко восточное мировоззрение. Западное искусство зачастую построено на конфликтах и табу — это видно в кинематографе, живописи, литературе. Возможно, сказывается влияние христианства, которое превратилось в инструмент политики. На Востоке — искусство другое, в его основе спокойное, вдумчивое, тонкое мироощущение.
Если христианство нацелено на человека, то буддизм — это как бы расплавление человека в пространстве. Отсюда внимание к мелочам. Отношение к любому предмету как к живому элементу пространства со своей неповторимой историей. Только на Востоке могли научиться любоваться треснувшей чайной чашкой. Каждая вещь наделена душой. Каждая вещь возникает в пространстве не случайно. Восток учит тому, что в мире нет хаоса.
Я ездил в Тибет без особой цели — хотелось просто подышать пространством, посмотреть на людей, и то, что я увидел, меня восхитило. Большего всего — древние святыни, о которых читал и к которым прикоснулся. Тибет — особое место. Если Китай в любой своей точке вызывает ощущение маслянистости, пахучести, плавности, тягучести, то Тибет я воспринял как пространство жесткое, угловатое, его основная фигура — квадрат.
Как фотограф, в Тибете я в очередной раз понял, что композиция должна быть чистой, не захламленной. Как учили древние китайцы, из высекаемого в камне портрета нужно выбросить все, что не есть лицо. Или, как о том же говорил Микеланджело: скульптура— это глыба, из которой выброшено все лишнее. То же самое и в фото. Но в Тибете я фотографировал исключительно в домашний архив.


Это видно по снимкам — они простые, репортажные, о выставках я не думал. Но, показав материал друзьям и увидев их реакцию, решил сделать выставку и фотофильм «Так далеко — так близко». Я снабдил каждую композицию аффирмацией (позитивным утверждением) индийского доктора Дипак Чопра, современного мудреца, который преподает восточные истины американцам.
Мне нравится находиться в нулевой точке. Я имею в виду полное внутреннее равновесие, спокойное восприятие мира. Плюсовая точка — это радость, а минусовая — гнев, зависть, злоба. Радоваться — это здорово. Но отсюда легче сосколь­знуть в минус. Зачастую, если человек влюблен, он начинает наслаждаться своим состоянием и невольно придумывает себе несуществующий образ того, кем он увлечен. В этом есть проявление эго. Все мы знаем, что, как правило, это кончается разочарованием. Принимать другого человека спокойно — таким, какой он есть, гораздо сложнее.
Когда я переживаю что-то негативное (никуда от этого не уйдешь), я пытаюсь думать не об ответном жесте, а о равновесии. Гораздо чаще из состояния «ноль» меня выводит радость, удивление. И моя работа. Некоторые свои вещи сделал как бы в состоянии транса. Сам удивляюсь, как это получается.
Я давно решил, что не надо накручивать себя. Конечно, с любым может случиться трагедия, но в жизни не каждый день случается такое, от чего стоило бы уходить в депрессию. Бывает, человека увольняют с работы, ему кажется: все, конец. Кто-то ломается. А ведь мудрецы учат, что это — просто знак. Судьба помогает нам, когда строит подобные
ситуации. Значит, пора задуматься о том, а туда ли ты идешь, возможно, стоит заняться чем-нибудь другим, и это будет лучше. Ничего не происходит случайно. Во всем есть смысл.
Мы, люди, часто бываем нестабильны — попусту гневаемся, обретаем обиды на окружающий мир. Зачастую это результат детских психотравм. Их получить легко (достаточно родителям или сверстникам назвать ребенка идиотом, чтобы он таким стал). Думаю, многие родители не отдают себе отчета в отношениях с детьми.
Всегда сочувствующе отношусь к тем, у кого «жизнь не сложилась». К бомжам, нищим, алкоголикам. Если просят деньги — подаю. И наивно думать, что если опустившемуся человеку дашь денег, он потратит их на дело. Пропьет, конечно. Ну и ладно, это нормально.


Творчество меня спасает. Я обожаю свою работу. Нравится, что не устал впитывать новое. Удив­ляться. Видеть пространство с неожиданной стороны. Надеюсь, так будет всегда. И такой настрой мне помогает работать. В дизайне и фотографии я пытаюсь быть разным. Считаю, что зацикливаться на одном приеме — тупик. Ведь жизнь постоянно меняется, даже самый ничтожный предмет и тот со временем становится другим. Главное — не бояться меняться и открывать новое.
Мне интересно делать серийные композиции. В них раскрывается цельное видение, позволяющее показать вещи в развитии, возможно, это связано с моим интересом к кинематографу. Сейчас работаю над серией «Эрекция» — это натюрморты из простых предметов, вызывающие эротические ассоциации.
В коммерческом плане — делаю большой заказ: фирменный календарь на 2009 год для одной крупной компании. Обычно на подобную работу у меня уходит полгода. Голова — не завод. Бывает, ходишь как акула вокруг еще не родившейся композиции. И вдруг — раз, тебя осеняет. Помню, в позапрошлом году отдыхал на мысе Песчаном. Был как раз в нулевой точке, сидел на берегу. Увидел щепку, потом приделал к ней обточенные морем стеклышки, получилась такая приморская елочка. Потом сделал самолет из деревяшек. Так получилась серия работ, которые потом вошли в фирменный календарь для компании сотовой связи.

Виктор Хмелик, 48 лет, дизайнер компании «Поликон» (Владивосток). Хобби: фотография, йога, байк. Занимается фотографией 12 лет. Персональные выставки фотографий проходили в Венеции, Новосибирске, Владивостоке (музей современного искусства «Артэтаж», галерея «Арка»). Участник международного форума современного искусства «Арт-Москва», Гран-при в номинации «Компьютерная фотография» на Международном фотосалоне в Новосибирске, 2-е место в номинации «Компьютерная фотография» на фотобиеннале «Арт Фото» в Москве, Диплом Всероссийского фотовернисажа в Санкт-Петербурге «Метаморфозы игры».
Сайт: www.hv.primorye.net, эл. почта: hmeliku@mail.ru

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>