Ныряющие в небо

Изучив перипетии развития парашютного спорта в Приморье,  Наталья Владимирова рассказывает о новой формации цирковых парашютистов и объясняет, почему полеты под куполом вызывают у людей ностальгию.

Пожалуй, каждый из нас мысленно примерял на себя парашют. Почему бы и не прыгнуть? В наше время совершить такой подвиг недорого и неопасно. Как правило, для приятных воспоминаний большинству новичков хватает одного раза. Но есть загадочная категория людей, для которых полеты вниз головой со скоростью 270 км/ч становятся физической потребностью. Зовутся они скайдайверами, «ныряющими в небо».
До недавнего времени с парашютом прыгали в основном военные (десантники, спасатели, лётчики) и те, кто занимался в парашютных клубах. Уделом гражданских были так называемые «классические дисциплины»: прыжки на точность приземления, выполнение комплекса фигур за определённое время, купольная акробатика. Потом «классика» парашютистам наскучила, и они придумали себе новые забавы:
«Большие формации» (“Big Way”) — массовый полет в свободном падении держащихся за руки спортсменов. Мировой рекорд установлен в 2006 году в Таиланде: 400 человек изображали парящий цветок.
«Групповая акробатика» (“Relative Works”) — это когда небольшое количество парашютистов (от 4 до 16) создают в воздухе различные фигуры за определённое время.
«Свуп» (“Swoop”) — высокоскоростное приземление с длинными пролётами над землёй или водой.
«Воздушный балет» (или «Небесный фристайл») — исполнение разнообразных трюков, в которых ценится точность, красота, сложность элементов, а также мастерство оператора, снимающего в воздухе.
«Скайсерф» — затяжные прыжки с рассеканием воздушных потоков на «лыже» или доске.
«Свободный полет» (“Free fly”) — скоростной полет на троих: двое выполняют различные па, в основном головой вниз, стоя и сидя, а третий летит рядом и снимает все это на камеру. Основной фокус здесь в аэродинамике. Если средняя скорость человека, падающего в небе, 190 км/ч, то «фрифлаист» достигает 250 км/ч. Максимальная скорость в дисциплине «Cпид флай» — 450—470 км/ч. Конечно, такие нагрузки может переносить только хорошо тренированный спортсмен.

Скайдайвинг в Приморье

В России скайдайвинг более всего развит в Москве. Вокруг столицы расположено несколько «дропзон» (аэродромов для прыжков с парашютом) со всей инфраструктурой и необходимой техникой. Большой оборот заказов снижает цену на прыжки. Поэтому в Подмосковье приезжают российские, европейские и американские команды и тренируются перед соревнованиями, совершая по 10 — 12 прыжков в день. Чтобы стать скайдайвером и выполнять сложные трюки, нужно прыгать регулярно. Ведь летать по воздуху для человека неестественно, этому нельзя научиться, как езде на велосипеде, — раз и на всю жизнь.
Отсутствие доступной и развитой системы парашютного спорта долгое время сдерживало развитие скайдайвинга на Дальнем Востоке. Пока в 2001 году в Приморье не появились первые энтузиасты. Сегодня их немного — не больше двух десятков, они друзья и, действительно, фанаты своего спорта.
В Приморье прыгать можно и зимой, и летом, за исключением периода межсезонья, это, как правило, примерно 2 недели весной, когда тает снег, и 2 недели осенью, когда идут дожди и еще не наступили заморозки. В снег приземляться даже мягче, а сказочный вид и адреналин вполне компенсируют холод. Разумеется, как и любые другие спортсмены, скайдайверы поддерживают свою физическую форму регулярными занятиями каким-либо другим видом спорта.


Показательно, что со временем количество приморских скайдайверов остается неизменным. Конечно, состав обновляется — кто-то приходит, кто-то уходит. Главная причина, ограничивающая приток желающих, — это финансовые затраты на инвентарь и полеты.
Судите сами. Новая спортивная парашютная система («парашют») стоит порядка $5—6 тысяч. В нее входит основной парашют, запасной парашют, ранец, куда это все укладывается и страхующий прибор, который автоматически открывает запасной парашют на определенной высоте, если случилось что-то непредвиденное. Для спортивных прыжков нужны сложные приборы. Высотомеры, при пилотировании скоростных куполов — цифровые ($130 — 250); звуковые сигнализаторы высоты, так называемые «пищалки», которые подают сигнал на определенной высоте ($170—250 ); компьютеры свободного падения, записывающие каждый этап прыжка: высоту покидания борта самолета, высоту открытия парашюта, время и скорость свободного падения и пр. ($250—290). Разумеется, для экстремальных прыжков необходима специальная одежда, причем для каждой дисциплины своя. Комбинезон ($200—300), шлем с очками (от $200), обувь, перчатки. Итого: полная стоимость составляет порядка $6,5 тыс.
У каждого скайдайвера должен быть личный комплект снаряжения. Причем каждая вещь должна быть подогнана под конкретного человека. Ранец должен хорошо сидеть, его шьют по индивидуальным меркам. Основной купол подбирается под уровень спортсмена. В Приморье подобные вещи не продают — нет стабильного рынка. Поэтому скайдайверы Владивостока покупают парашюты в основном за границей.
Другой фактор, сдерживающий развитие скайдайвинга в Приморье — это отсутствие соответствующих дропзон. Местные самолеты поднимаются в воздух максимум на 3 км, вместо положенных 4, а разница 15—20 секунд — очень важна при работе в воздухе. У наших соседей тоже не попрыгаешь. Корейцы — фанаты парапланеризма.
В Китае прыгают только военные.
Вот и получается, что в Приморье при относительно большом количестве тех, кто прыгает для развлечения на круг-лых учебных или военных парашютах, остается немного тех, кто готов тратить деньги и время на сложные полеты.

Парашют Да Винчи

Как советуют профи, прежде чем надевать на ноги доску для скайсерфинга и кувыркаться в небесах, необходимо научиться прыгать с парашютом в обычном режиме. Для всех новичков путь к первому прыжку один — через спортивный клуб.
Официально в Приморье работают два клуба парашютного спорта. Владивостокский клуб «Седьмое небо» с базой на аэродроме в Новонежино (стоимость прыжка с обучением и страховкой — 1000 руб., тандем-прыжок с высоты от 1800 до 2200 м — около 3000 руб.). И аэроклуб города Арсеньева, открытый еще в советские времена при авиазаводе «Прогресс». Несколько лет назад мастера спорта возродили клуб и начали активно заниматься с молодежью, обучая «классике» и выезжая на соревнования. Стоимость первого прыжка — 1000 рублей (укладка парашюта, инструктаж, страховка, свидетельство), второго и третьего — 850 рублей, с четвертого по десятый — 700 рублей, после десятого — 600 рублей. Прыжок в тандеме с высоты 3000 м — 4000 руб.
После первого прыжка человек выглядит примерно так: на лице — улыбка до ушей, в глазах — блеск, он прыгает по земле от счастья. Негативные эмоции испытывает только тот, кто что-то себе повредил при приземлении. Такое случается, но редко и, как правило, по вине самого новичка: недослушал или недопонял инструктора. Считается, что парашютный спорт малотравматичен — относительно общего количества занимающихся. Чем серьезнее вид спорта, тем серьезнее отношение к технике безопасности. А парашютный спорт — это очень серьезно, ведь парашютист использует свое снаряжение для спасения собственной жизни. Конечно, случаются отказы техники, но по общей статистике, парашютный спорт по количеству травм, наверное, можно приравнять к любому другому виду спорту.
Как проходит первый прыжок? Как правило, человек приезжает на аэродром, проходит инструктаж, тренаж (обычно 2—3 часа), потом на него надевают систему с круглым «основным» парашютом, которая не требует от новичка почти ничего, кроме решающего усилия — выйти из летящего самолета.
Получив дозу адреналина, человек в очередной раз задумывается о своем героическом предназначении, о широте скрытых в себе возможностей, и, как 80% парашютистов-дебютантов, никогда к подобным опытам не возвращается. Разве что в мечтах. Как говорил Леонардо да Винчи, великий художник, поэт, ученый и ко всему прочему изобретатель первого в мире парашюта: «Раз испытав полет, твои глаза будут вечно устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь обречен тосковать».

Фото с сайтов www.skysurfprotour.com, www.skydivephotoshawaii.com, www.fantom-xp.com

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 40, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>