Правила Ильюшина

Каждый по-своему представляет себе идеального руководителя. Мы познакомим вас с принципами Сергея Ильюшина (1894–1977) – выдающегося авиаконструктора, академика, генерал-полковника, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и восьми Государственных премий СССР, а также многих других отечественных и зарубежных наград. За каждым словом Ильюшина-руководителя – опыт человека, который находил в себе силы заниматься любимым делом, несмотря на голод, революцию, гражданскую и две мировые войны.

Из крестьян в генеральные конструкторы

Чтобы понять, как крестьянскому сыну удалось 70 лет назад создать конструкторское бюро, которое до сих пор остается эталоном производства, нужно немного окунуться в историю, которая в начале прошлого века была самой суровой кузницей кадров.
В 15 лет Ильюшин покинул родное село в Вологодской губернии и ушел на заработки. Через три года началась Первая мировая война и его призвали в армию. Свою службу будущий генеральный конструктор начал мойщиком самолетов. В 1917 году его направили в школу летчиков, а через год призвали в Красную Армию. Начав служить механиком авиаремонтного поезда, он вскоре стал начальником поезда на Северном и Южном фронтах. После Гражданской войны Ильюшина направили на учебу в Московский институт Красного воздушного флота им. Н.Е. Жуковского, откуда он вышел в звании военного инженера-механика Воздушного Флота. За активную работу Ильюшина назначили председателем самолетной секции научно-технического комитета ВВС.
История знаменитой марки «Ил», нынешнего флагмана российской авиации, началась в 1933 году, когда Ильюшина назначили начальником конструкторского бюро на заводе № 39. Через два года коллектив конструкторов под его руководством выпускает первый бомбардировщик ЦКБ-26, на котором летчик-испытатель Коккинаки устанавливает ряд мировых рекордов во время беспосадочных перелетов Москва — Владивосток и Москва — США. В то же время был испытан бронированный штурмовик БШ-2, переименованный в 1941 году в Ил-2, ставший самым массовым самолетом Великой Отечественной войны. Бомбардировщики Ил-4 первыми бомбили Берлин 9 августа 1941 года. Высокоманевренные мощные штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщик Ил-4 стали главной ударной силой советских военно-воздушных сил на всех фронтах Отечественной войны.
Пассажирские самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18 были сконструированы после войны. Одновременно продолжалось конструирование и военных машин. Наиболее знаменательными среди них стали реактивный бомбардировщик Ил-28 и противолодочный Ил-38. Вершиной творческой деятельности Ильюшина считается дальний межконтинентальный самолет Ил-62 с турбореактивными двигателями.

Доверие и дисциплина

Успехом «ОКБ Ильюшина» обязано железной дисциплине, царившей на предприятии. При этом Ильюшин всегда заботился о молодых специалистах. Конструктор доверял им ответственные участки работы, обеспечивал быстрое продвижение по службе, конечно, если они этого заслуживали.
Ильюшин всегда проводил первую встречу с молодыми специалистами. Никто не записывал, не конспектировал его мысли, но запоминал хорошо: настолько яркими, точными, проверенными практикой и временем были его высказывания. Он обращал внимание молодых ребят, только что пришедших на предприятие, во-первых, на необходимость сохранения государственной тайны и, во-вторых, на соблюдение трудовой и производственной дисциплины. И с тем и с другим в бюро было очень строго. Поскольку помимо гражданских самолетов в ОКБ конструировали и военные машины, на бюро распространялся секретный режим, как на всех предприятиях оборонного комплекса. «Самое страшное, – говорил Ильюшин, – когда летчик идет в бой, а противник знает все слабые стороны его самолета», — и это запоминалось на всю жизнь.
Как вспоминает Генрих Новожилов, нынешний генеральный конструктор «ОКБ Ильюшина», в сохранении дисциплины огромную роль играл авторитет и пример самого Ильюшина. Железный порядок, который он завел и поддерживал, стал естественным делом, нормой, и ни у кого по этому поводу не возникало вопросов, протестов. Каждый знал, что у Ильюшина было право отобрать пропуск. Перед началом работы звучало два звонка: после первого необходимо было уже пройти проходную, чтобы успеть дойти до рабочего места и приготовить все для работы. Через пять минут звенел второй звонок, после которого требовалось немедленно приступить к выполнению своих обязанностей. До обеда по КБ не разрешалось ходить и вести телефонные разговоры: Сергей Владимирович считал, что это самое продуктивное время и его нельзя тратить на пустые хождения и болтовню. Чтобы кто-то во время работы читал газету или как-то развлекался – об этом не могло быть и речи. В то же время Ильюшин убеждал своих инженеров не стесняться общественной работы, особенно партийной. Конструктор считал, что это очень хорошая школа для приобретения опыта работы с людьми. Для руководителя любого уровня необходимо это умение, не исключая профессию конструктора.

Современный «Ил»

В общей сложности в ОКБ С.В. Ильюшина было разработано около 100 типов самолетов и построено более 60 000. Работы Ильюшина и его учеников стали целой эпохой в гражданском самолетостроении, вобравшей в себя все качества авиации: скорость, высоту, простоту конструкции, надежность и комфорт.
Новые разработки ОКБ Ильюшина связаны с созданием первого в СССР широкофюзеляжного самолета Ил-86 на 350 мест. Дальность полета этого самолета была 4500 км – в два раза больше, чем задало правительство. Особой удачей был дальний Ил-96-300, способный перевозить 300 пассажиров или 30 тонн груза на расстояние до 10 тысяч километров со скоростью 850—900 км/час. Это был совершенно новый самолет – новые крылья, новые двигатели, новый пилотажно-навигационный комплекс. Его создание совпало с перестройкой, после которой для авиапрома настали не лучшие времена. За 10–12 лет было заказано и построено только 15 , плюс два самолета — для президента России. Совместно с американцами сконструирован и выпущен грузовой самолет Ил-96Т, который был оснащен американскими двигателями и оборудованием и получил сертификат летной годности регистра США (FAA) впервые в истории нашей авиационной промышленности. Интересно, что успеху большого самолета помог маленький Ил-103. Группа наших молодых конструкторов выиграла конкурс на создание спортивного туристического самолета малой авиации. Американские фирмы «Теледайн» и «Хартцель» предоставили бесплатно свои изделия – двигатель и винт. В итоге получился замечательный легкий самолет ИЛ-103, прошедший «теневую сертификацию» в FAA США, а впоследствии Олбрайт и Примаков подписали межгосударственный протокол о признании сертификатов летной годности обеих этих машин. Самолет Ил-103, получивший золотую медаль на Брюссельской выставке, производят в Луховицах на РСК «Миг», летает он теперь как в нашей стране, так и за рубежом.

Памятка руководителю
С.В. Ильюшин

1. Приходи на работу раньше своих сотрудников – это благотворно влияет на их трудовую дисциплину.
2. Приходи на работу с планом твоего рабочего дня и стремись его осуществить.
3. Будь принципиален. Никогда не подлаживайся под чужое мнение, если ты с ним не согласен.
4. Не лавируй между несколькими мнениями – это опасно.
5. Будь правдив даже в том случае, если это может грозить тебе неприятностью.
6. Выполняй директивы не по форме, а по существу – творчески.
7. С вышестоящими руководителями будь вежлив, исполнителен и тактичен, но никогда не проявляй угодничества.
8. Не оправдывай свои ошибки занятостью.
9. Принятые решения выполняй с энергией и страстностью – это вдохнет в подчиненных веру в успех дела.
10. Никогда не раздражайся. Это унижает твое достоинство.
11. Никогда не поддавайся унынию, оно подрывает веру в твои силы.
12. Никогда и ни при каких обстоятельствах не теряй способности рассуждать.
13. Будь всегда бодр и энергичен – это острит мысль и хорошо влияет на подчиненных.
14. Никогда не напоминай подчиненным, что ты начальник, – они должны это чувствовать.
15. Добивайся исчерпывающих знаний по вопросам твоей работы – это избавит тебя от неустойчивости и колебаний, вредных для дела.
16. Умей отбирать в работе те мелочи, за которыми могут скрываться крупные вопросы.
17. Будь справедлив и никогда не унижай достоинства подчиненного – это озлобляет его и не способствует работоспособности.
18. Осуждай подчиненного так, чтобы судьей его был не только ты, но и его собственная совесть.
19. Следи, чтобы хорошая работа одного подчиненного не присваивалась другим подчиненным.
20. Работу, выполненную подчиненным плохо, не оставляй без замечаний – это входит в твои обязанности.
21. Осуществляй личные приемы – это существенно дополнит твои знания о жизни и нуждах людей.
22. Одно из самых сильных средств в воспитании подчиненных – твой личный пример в работе и в жизни.
23. Если в течение дня ты лично ничему не научился, то считай этот день для себя потерянным.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 31, 2007 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>