Прирученный дракон

Давным-давно в древнем Китае жил мудрец, который был умнее самого императора. Конечно, такого стерпеть правитель не мог и велел утопить старца в ближайшем озере. Сказано — сделано. Но дедушка не исчез бесследно. Дух мудреца был настолько силен, уважаем и почитаем в народе, что жители продолжали верить в него и приплывали на лодках к тому месту, где его погубили, чтобы исповедаться или попросить совета. Мудрец являлся им в образе мудрого дракона и помогал всем просящим. Место это стало священным, а в память о драконе начали устраивать соревнования, которые и положили начало национальному китайскому виду спорта — гребле на лодках-драконах.

Магия весел и барабанов

Спорт зародился в Китае около двух тысяч лет назад. Лодки, стилизованные под драконов, были очень длинными и вмещали около сотни человек. «Драконьи» заплывы проводились в стране во время праздников и магических обрядов. Считалось, что состязания в скорости на подобных лодках — это приветствие богам, которые вызывают дожди и способствуют появлению хорошего урожая, отводят от людей недуги и неприятности. Легкие скоростные лодки с причудливыми головами драконов на носу судна преодолевали большие расстояния за короткое время. С течением времени восточная экзотика превратилась в отдельный вид спортивной гребли, который сравнительно быстро завоевал популярность во многих странах мира.
Переходя из разряда обрядов в область спорта, гонки не утратили значительную часть своей зрелищности. Соревнования между лодками-драконами стали одним из самых интересных для зрителей видов спорта. В Азии же «драконы» приобрели такую популярность, что сегодня, по данным Азиатской и Международной федераций, здесь насчитывается около 150 миллионов фанатов. Достаточно взглянуть на количество команд, которые принимают участие в международных соревнованиях в Гонконге, Малайзии и Макао. На этих спортивных фестивалях за победу сражаются одновременно более 200 команд из разных стран, клубов и организаций.
Проходят такие состязания под барабанный бой — на носу каждой лодки сидит барабанщик, который задает ритм гребцам. Кроме того, гонка держит зрителей в напряжении: до самого конца непонятно, кто победит, и часто лодки обгоняют друг друга на десятые, а то и сотые доли секунды.
Сейчас «драконы» бороздят водоёмы многих городов нашей страны. Сотни людей с удовольствием занимаются этим видом спорта, интерес к которому обязан не только зрелищности. Это очень демократичный вид спорта. — Рассказывает 23-летний Андрей Слотин, спортсмен из Владивостока, чемпион всероссийских студенческих игр в Тяньцзине на лодке класса «Дракон».
— В одной лодке могут находиться разные по возрасту, полу и спортивной подготовке гребцы. Участвовать в соревнования может любой желающий. Как правило, подают заявки офисные сотрудники. После тяжелого трудового дня очень хорошо переключиться на нечто совершенно другое. К тому же, для начала занятий не требуется никаких специальных навыков. Главное — это желание. Кроме того, гребля — это отличная возможность ощутить себя частью единого коллектива, почувствовать командный дух, вместе бороться за победу и переживать неудачи.

Мировая общественность смогла увидеть «драконов» в 1982 году в Нью-Йорке. Американцам очень понравилось экзотическое зрелище. С тех пор стали проводиться международные соревнования, гребля на лодках класса «дракон» приобрела большую популярность. Чемпионат мира на «драконах» проходит раз в два года, по нечётным годам. Фаворитами этой дисциплины в настоящее время являются сборные команды Германии, США и России.
Во Владивостоке проводятся соревнования на Кубок Губернатора. Участвовать может любой желающий. Существует клуб «Тигры Владивостока», команда которого достаточно успешно участвует во всех крупных международных соревнованиях. Узнать о предстоящих соревнованиях, а также подать заявку на участие можно по адресу: ул. Лейтенанта Шмидта 17—31, тел. (4232) 41-43-86.

Дракон с российским прищуром

Близость моря и многолетние традиции занятий водными видами спорта создали благодатную почву для развития гребли на лодках-драконах во Владивостоке. В городе у моря в 1998 году образовалась первая в стране команда. Она приняла участие в гонках на «драконах» в городе Юэян (Китай).
Президент федерации гребли Приморья, олимпийский чемпион Степан Михайлович Ощепков, предложил приморским ветеранам гребли попробовать свои силы в этом необычном для России виде спорта. Идею обсудили и приняли решение выступить.
Самое интересное, что никто даже понятия не имел, что такое лодка-дракон, как в ней надо грести, как сидеть, на каких дистанциях и с каким темпом работать. Приехав в Китай, команда первым делом отправилась на канал.
Фестиваль был приурочен ко Дню Дракона, ежегодно отмечаемому в Китае в начале лета. На соревнования приехали около 50 команд со всего света, и хотя общее функциональное состояние членов команды из Владивостока оставляло желать лучшего, приморцы уверенно вышли в финал на дистанции 500 метров. Количество зрителей поразило даже опытных гребцов, не раз участвовавших в международных регатах. Места на трибунах и на берегу не хватало, и люди стояли по колено и даже по пояс в воде.
С самого начала к русским было приковано повышенное внимание. Никто не знал, что это за команда и каких сюрпризов от неё ожидать. В финальном заезде наши гребцы заняли 3 место, уступив двум китайским командам и австралийцам, опередив сильные азиатские и американскую лодки. А ведь азиаты в то время искренне считали, что выиграть у них никто из европейцев никогда не сможет.
На следующий день, участвуя в эстафетной гонке, приморцы завоевали свои первые медали в истории российских «драконов». Но самое главное, что на этом фестивале присутствовали наблюдатели из международной федерации гребли на лодках-драконах. Они пригласили нашу команду принять участие в чемпионате мира 1999 года. Так «Тигры Владивостока» стали командой мирового класса.

Дракон против рака
На чемпионатах мира в отдельной программе регулярно проходят заезды женщин, перенесших онкологические заболевания. Существует всемирная программа реабилитации женщин, болевших раком груди. Доказано, что гребля способствует профилактике и избавлению от этого недуга. В этом году Русская Федерация, реализуя данную программу, начала активную работу. К ней проявили интерес  региональные онкологические центры Приморья и Нижнего Новгорода.

Девушки с веслом (в голове)

Как-то так получилось, что знакомиться с «драконами» я отправилась с чисто женской командой. К слову, инициативная группа может состоять как из мужчин и женщин вперемежку, так и из обоих полов по отдельности. Женских команд, участвующих в «драконьих» заплывах не так много. Прекрасная половина нашей редакции решила восполнить этот пробел.
К тому же нас привлекли следующие факторы: возможность заняться новым, не опробованным ранее видом спорта; непосредственная близость воды, и, следовательно, романтики; непосредственная близость яхтсменов и их яхт, а также мужских «драконьих» команд.
В кабинете, на доске для важных записей, синим по белому была выведена повестка дня: «ГРЕБЛЯ» со сноской: «при себе иметь мокренькую маечку и одного болельщика мужского пола». Для обучения гребле нам выделили тренера с красивым именем Яков, лодку и весла. Все весла были черного цвета. Многие из нас, конечно, предпочли бы весла других цветов. Но розовых и желтых на складе не оказалось.
Яков отвел нас к лодке. Лодка стояла на земле. То есть, предполагалось, что мы (с маникюром) собственноручно понесем ее до воды. Мы выразительно посмотрели на Якова. Яков не заметил. И мы понесли. Потому что через тернии — к звездам.
Обычно тренировка длится час. Можно больше, все зависит от желания. За это время новички учатся держать весло, правильно «вставлять» его в воду, а заодно веселят всех окружающих.
Засматриваться на проплывающие мимо яхты и обмениваться впечатлениями нам не дали. Нужно было беречь дыхание и сосредоточиться на синхронности. Грести правильно сложно. Грести правильно и одновременно с остальной командой сложно вдвойне. Мы старались, брызгались, пыхтели, смеялись, пытались правильно «растягиваться».
Яков нас сразу обучил нескольким морским терминам. Во-первых, сидели мы на «банке» а не на скамейке, мы «шли», а не плыли, у нас не талия, а «бочина», и ее к тому же нужно было «растягивать».
Мы сразу поняли, что наш инструктор — самый лучший. Проплывающие мимо «драконы» состояли из людей, которые напоминали рабов на древнегреческих галерах. Они с бешеной скоростью «вскапывали» залив, а инструкторам казалось, что работают гребцы слишком медленно.
«И РАЗ! И РАЗ! БЫСТРЕЕ!!! НЕ СТОИМ НА МЕСТЕ!» — рявкали тренеры. «Вот какой хороший у нас Яков, не кричит, а даже подбадривает, говорит, что молодцы», — думали мы.
После тренировки вместо усталости чувствовался душевный подъем и прилив сил. Этот прилив закончился где-то на третьей тренировке. Яков сразу нам объявил, что времени до соревнований остается мало. И сейчас мы начнем тренироваться «по-настоящему».
Мы переглянулись. Сели в лодку. И тут Яков показал нам свое настоящее лицо: «Первая банка не расслабляется, держим темп, растянули бочину! Р-РАЗ! Р-РАЗ! ДИНАМИЧНЕЕ!» «Мы устали, Яков», — пискнул кто-то. «Не расслабляемся! Еще пару раз туда-обратно сходим (метров 750 в сумме и быстро) и передохнем пару минуточек!»
Конечно, странно, но нам это понравилось. Мы хотели победить. Но это желание так и осталось желанием. Не потому что мы проиграли. А потому что мы не участвовали. Но это, как говорится, уже совсем другая история. (Нас поразила  внезапно навалившаяся лень).

Текст Светланы Витиной. Фото Алексея Воронина. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 29, 2006 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>