Пришла, увидела, сняла…

Многие документируют свои путешествия на видео, но редко кому из полученного материала удается склеить фильм, который покажут в Центре современного искусства Жоржа Помпиду. Парижанка Даниель Валле Клейнер уже лет двадцать путешествует по миру с ручной видеокамерой, снимает дороги, реки, дома, людей, потом долго монтирует, причем так причудливо, что ее фильмы приобретают ценность искусства, достойного фестивалей Франции, США, Германии, Бразилии.
Во Владивостоке госпожа Клейнер бывала дважды. Сначала с видеовставкой в галерее «Арка», а в прошлом году в качестве особого гостя кинофестиваля с мастер-классами и показом четырех фильмов в нескольких залах города. Жители и гости Владивостока смогли испытать радость узнавания во время просмотра одной из последних ее работ — крайне необычной ленты «Сад, которого нет». Три потока документальных кадров на трех экранах, перемешивающихся друг с другом в течение двух часов. Треть этого фильма была снята во Владивостоке (две другие — в Японии и Китае) во время первого визита художницы. После трех лет монтажа фильм был взят в программу показов Центра Жоржа Помпиду.
В основе фильмов художницы — документальные съемки, сделанные на видеокамеру во время многочисленных путешествий по миру: Европа, США, Китай, Вьетнам, Камбоджа, Япония, Россия, Южная Америка. Интересно, что в качестве материала автор выбирает далеко не самые эффектные с точки зрения туриста-обывателя места: обшарпанные дома, новостройки, захолустье, пустые улицы на окраинах, свалки и т. п. Во Владивостоке, например, парижанку вдохновило не море и памятники архитектуры, а зажатая индустриальными районами река Объяснения, впадающая в бухту Золотой Рог. По словам г-жи Клейнер, она никогда не пишет сценариев, снимает интуитивно, руководствуясь предчувствием рождающегося фильма. Ее интересует поток времени и места в пространстве, которые насыщены знаками культуры или, напротив, демонстрируют ее отсутствие.
Когда-то художница приукрашивала пространство, делая серебряные метки (на рельсах, мостах, замурованных дверях и т.п.) и документировала эти акции на пленку. Однако впоследствии перешла на более деликатный стиль работы, заняв позицию наблюдателя. Главная тема фильмов, сделанных ею за последние десять лет, — это память и путешествия во времени. Как заметили кураторы Роттердамского кинофестиваля по поводу ее фильма «Побег из Нью-Йорка», в этом кинопроизведении «нет никакой хронологии, видеоряд прыгает от местности к местности, назад и вперед во времени, как если бы зритель путешествовал в памяти автора, пытаясь отыскать какой-то узнаваемый контекст…» По словам художницы, за этим навязчивым желанием накладывать друг на друга временные слои, растекающиеся в пространстве разных стран и континентов, — идея возвращения к своему собственному дому.


«Видео — закономерная эволюция в моей работе», — рассказывает художница, окончившая несколько высших учебных заведений, в том числе Высшую школу изобразительных искусств в Париже и Университет иностранных языков в Даляне. С 1980-х она ведет активную выставочную деятельность. Занималась живописью, фотографией, а потом перешла на видео и достигла значительных успехов. В числе самых видных художников мира принимала участие в авторитетнейшей выставке современного искусства «Документа Х» в Касселе (Германия). Поскольку в Европе художник в редких случаях может полностью обеспечивать себя своим ремеслом, до недавнего времени основной работой г-жи Клейнер была преподавательская деятельность. Искусством занималась в свободное время. Путешествовала на гранты.
В 2009 году Даниель Валле Клейнер планирует посетить Кавказ и сделать показ фильмов в Москве при участии галереи современного искусства «Арка».

Фото Надежды Прожериной. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 39, 2009 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>