Путь бамбукового меча

Кендо — одно из самых зрелищных боевых искусств Востока и сравнительно молодой для нашей страны вид спорта. Разбирался, что такое кендо и чем живут рыцари бамбукового меча, Иван Зуенко.

История кендо: от Токугавы до Хасимото

Японская легенда гласит, что первый клинок, легкий, как стебель тростника, и острый, как клык тигра, был подарен богиней Аматэрасу добродетельному воину княжества Ямато по имени Сацуо. Клинок стал продолжением руки Сацуо. Ежедневно упражняясь в искусстве владения клинком, Сацуо-сан стал идеальным воином. Но даже идеальный воин проиграет бой, если мысли его замутнены, а душа (кокоре) не знает гармонии. Сацуо продолжал совершенствоваться, и меч стал продолжением его кокоре, а сам он познал путь меча. Воин и клинок обрели единство — так мир обрел совершенномудрого.
В реальности же все было гораздо прозаичнее. Примерно в VII в. в период правления китайской династии Тан техника фехтования мечом попала на Японские острова. Спустя пару столетий Японию охватили бесконечные междоусобные войны. В особой моде у японских рыцарей были сражения на лошадях, так что от китайского прямого короткого меча пришлось отказаться в пользу более длинного и слегка загнутого клинка. Вслед за этим забраковали и распространенную в Поднебесной технику фехтования одной рукой. Настоящие сыны Ямато предпочитали крепкий и надежный двуручный хват. Тогда же появились самураи — профессионалы ратного дела.
В отличие от Европы или Китая, в Японии войны редко велись многотысячными армиями, набранными из подневольных крестьян. Гораздо чаще в бой вступали небольшие, но хорошо обученные отряды дворян-самураев. В бесконечных войнах был выработан этический кодекс японских рыцарей — бусидо, — в его основе лежат понятия о благородстве и самурайской чести. Бусидо, который до сих пор уважается в японском обществе, тесно связан и с традиционной религией синто, и с дзен-буддизмом, и с философией владения мечом.
До XVII в., пока талантливый военачальник Иэясу Токугава не объединил разоренную феодальными междоусобицами страну, у самураев было много работы. Когда же в Японии воцарился мир, мастера клинка разработали систему духовной и ратной подготовки, позже названную «путь меча» — кендо. Кендо был привилегией образованной части общества. Аристократы-самураи, воспитанные в духе бусидо, наполнили боевое искусство своеобразной философией благородного поединка. Задачей настоящего кендоиста — владение мечом не для победы, а для самосовершенствования.
В новое время кендо приобретало многие черты спортивной дисциплины. Начиная с XVIII в., в обиход вводятся тренировочные бамбуковые мечи (синаи) и специальное защитное снаряжение (богу), имитирующее настоящие самурайские доспехи. Появляется своеобразная иерархическая лестница, состоящая из десяти рангов (данов). Кстати, на сегодняшний день в мире есть только один обладатель 9 дана, мастеров 10 дана нет.
И тем не менее, кендо остается боевым искусством, насквозь пропитанным ритуалом и традициями. Фехтование мечом — элитарное единоборство.
Не случайно именно им овладел в Стране восходящего солнца литературный аристократ Эраст Фандорин. И уж совсем не случайно, что именно кендо был любимым видом спорта премьер-министра Японии Рютаро Хасимото.
Кстати, с именем Хасимото связан один из эпизодов зарождения кендо в России. В 1998 году японский премьер принял участие в совместной тренировке с первыми российским кендоистами. По поводу проведения I чемпионата страны по кендо господин Хасимото подарил российским спортсменам кубок, который стал переходящим призом командного первенства. На этом трофее выгравированы слова: «Мирное сердце» — ставшие девизом кендоистов России.

Доспехи богу закрывают стратегические участки тела и представляют собой шлем, защитную маску, панцирь на грудь и живот, защиту на горло и перчатки. Богу одевается поверх длинного темно-синего (реже черного или белого) кимоно (хакама). В завязки, на которых держится панцирь, перед каждым боем вплетаются полоски красного или белого цветов. Это своего рода отличительный знак кендоиста в поединке. Кроме этого, на затылке виднеется кусочек специального платка, поверх которого надевают шлем.

Ритуал кендо: между поклонами

Кендо — это боевое искусство, представляющее собой фехтование бамбуковым мечом. Все элементы поединка тщательно разработаны и регламентированы. Бойцы выходят на площадку 11 х 11 метров. Продолжительность схватки у мужчин — не более 5 минут. Выигрывает спортсмен, набравший два очка, каждое очко (иппон) присуждается за точный удар в один из определенных участков на теле соперника. Всего таких участков восемь, это точки на голове, предплечьях, груди и передней части шеи. Удары в спину, руки и ноги бессмысленны, потому что противоречат духу честного поединка, да и просто неэффективны на поле боя — человек без руки выживет, а без головы — нет.
Поединок обслуживают трое судей, каждый из которых держит флажки цветов соперников: красного и белого. Не каждое попадание синаи в корпус считается ударом. Очко присуждается только за действие юко-да-тоцу (точный, эффективный удар в четко определенное место), произведенное из правильной базовой позиции с готовностью нанести следующий удар или отразить встречную атаку. Арбитр засчитывает такое действие поднятием соответствующего флажка. В случае если время поединка истекло, а результат остается ничейным, назначается дополнительная схватка до первого точного удара.
Все действия бойцов на площадке подчинены ритуалу. Перед началом боя спортсмены приветствуют друг друга поклоном и скрещиванием мечей в приседе. Судья произносит: «Хадзиме», это — призыв к схватке. По окончании поединка кендоисты также скрещивают мечи и демонстративно убирают синаи, после чего медленно, с почтением, глядя друг другу в глаза, удаляются за пределы площадки. Повернуться к оппоненту спиной считается недопустимым. Оставшись одни, судьи благодарят друг друга почтительным поклоном.

Философия кендо: мгновение длиной в бесконечность

В полной мере овладеть философией кендо не легче, чем научиться фехтовать мечом. Для того чтобы понимать и ощущать особый дух этого боевого искусства, необходимо познакомиться с историей и культурой Японии, чтить кодекс бусидо, тонко чувствовать красоту отточенных движений клинка. Принцип самосовершенствования главенствует в философии кендо, а соперник по схватке воспринимается как партнер и учитель, помогающий обрести гармонию в поединке. В кендо не принято открыто радоваться победе. Сдержанный, полный уважения к сопернику поклон — это все, что позволяет себе триумфатор.
Отработка основных движений кендо учит умению концентрировать все усилия в одном мгновенном ударе. Этот молниеносный выпад должен быть идеально просчитан и безупречно выполнен. Как точное слово для третьей строки хайку можно искать годами, так и единственное мгновение для разящего удара синаи можно ждать бесконечно долго. Именно поэтому поединок кендоистов часто походит на безмолвный танец двух тигров, дразнящих друг друга и выжидающих удобного момента, чтобы потом на секунду сойтись в схватке, в которой все решит быстрота реакции и точность удара. Умение отбросить все лишнее и сконцентрироваться на главном — это еще одна важная составляющая философии кендо.
В этом боевом искусстве не бывает кровавых побоищ, травмы здесь тоже редки, хотя удар синаи довольно болезнен. Как техника самообороны, кендо уступает карате и айкидо, направленным, прежде всего, на умение противостоять в уличной драке. Да и с оружием, пусть и бамбуковым, по современным улицам не погуляешь. В кендо ценится другое: самурайский дух благородного поединка, красота движений и внутренняя гармония. Даже внешне кендоисты не похожи на представителей других восточных единоборств. Человек, занимающийся кендо, никогда не придёт на тренировку в старом трико и застиранной майке — это противоречит самому духу искусства! Кендоисты выделяются благородством самурайской осанки, многие носят длинные волосы и изящные бороды.
Весовых и возрастных категорий в кендо просто не существует. Все спортсмены, начиная с 14 лет, соревнуются вместе. И это тоже часть философии кендо — с бамбуковым мечом в руках все равны. Часто, сняв защитный шлем, недавний грозный самурай может оказаться интеллигентным юношей в очках, глядя на которого, ни за что не поверишь, что еще минуту назад он великолепным рубящим ударом сразил другого рыцаря — уверенного в себе, состоявшегося бизнесмена.

Вместо заключения: мирное сердце смотрит в будущее

Как философская и боевая система кендо сформировалось в Японии и является плотью от плоти японской национальной культуры. Однако 20 век доказал, что боевые искусства не имеют национальности: карате, дзюдо, дайдо-дзюку и даже экзотическое сумо распространились по всему миру, завоевав миллионы поклонников. Кендо в меньшей степени грозит глобализация. Слишком непонятное и дорогостоящее это удовольствие. Но истинные самураи — не по происхождению, но по духу, найдутся в любой стране.
IX чемпионат России собрал более ста отечественных кендоистов. Во Владивосток съехались едва ли не все спортсмены, всерьез занимающиеся этим новым для нашей страны видом боевых искусств. Прогресс, достигнутый российским кендо очевиден. Организаторы турнира с улыбкой вспоминают, как восемь лет назад делали первый чемпионат: чуть больше 30 участников из пяти городов обзванивали друг друга, на коленках составляли турнирную сетку…
Нынешний чемпионат был организован на самом высоком уровне. В судейскую коллегию вошли сенсеи из Японии, в соревнованиях наравне с россиянами приняли участие спортсмены из Южной Кореи и Китая.
На протяжении двух дней зрители смотрели на яркие бескомпромиссные поединки современных «самураев». Судя по тому, как блестели глаза у тех, кто наблюдал за танцем бамбуковых мечей, желание попробовать себя в доспехах японских рыцарей есть у многих. Организаторы верят, у российского кендо большое будущее.

Автор выражает благодарность оргкомитету IX чемпионата России по кендо и лично пресс-секретарю Веронике Колесниченко за содействие в подготовке материала.

Фото Владимира Калашникова. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 30, 2006 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>