Реки развлечений

Что побуждает взрослых людей садиться в резиновые лодки, огибать камни и прыгать в пороги холодных горных речек? Фанаты говорят, что стоит пару раз сплавиться по реке, и готов диагноз — «адреналиновая зависимость». Начинаешь со спокойной речки, потом выбираешь поток посложнее, входишь во вкус, и через какое-то время друзья узнают, что ты уже сплавляешься где-то в Непале.

Наверное, сплавы по рекам привлекали людей всегда. И, вероятно, еще в те времена, когда человек начал приручать реки для сугубо практических нужд — быстро добраться из пункта А в пункт В, — в водном путешествии был элемент спортивного азарта. А вот я сейчас как перепрыгну через этот камень! Когда транспорт стал более надежным (люди пересели на авто, поезда, самолеты), реки стали вотчиной туристов и спортсменов.
Сегодня после перестроечного затишья водный спорт в России переживает бурный всплеск. Причем возможности коллективного отдыха на природе успели оценить самые обычные туристы, которые никогда раньше не брали в руки весел. На сплавы стали выезжать крупными компаниями. Некоторые фирмы используют реки специально для тренингов и установления более крепких отношений среди сотрудников (буквально, усаживают в одну лодку двух соперников по офису). Чистая вода, острые переживания, красивая природа, в довершение — уха, песни у костра, — все это хорошо стимулирует производство. Корпоративный сплав — популярная услуга в большинстве туристических фирм, развивающих внутренний туризм. Профессиональные спортсмены работают в таких походах в роли инструкторов.

Край воды

Как говорит Татьяна Кирина, МС по водному туризму, член совета Федерации спортивного туризма Приморского края, Приморье на российской карте речных сплавов занимает не первое место (безусловный лидер — Алтай), но и не последнее. В крае, большая часть которого — тайга и лес, где влажный муссонный климат, насчитывают более 6 тысяч рек, каждая из которых больше 10 км. Конечно, не все из них хороши для сплава. Самых популярных около десятка: Тигровая, Партизанская, Арсеньевка, Киевка, Милоградовка, Арму, Кема.
Характер местных рек связан с особенностями рельефа Приморья. Основная горная гряда, формирующая водный ландшафт края, — Сихотэ-Алинь — не превышает 1200—1300 м. Быстрые реки водятся там, где горы в 5—6 раз выше и где воды подпитывает нетающий снег на вершинах. Так что серьезные спортсмены, если и едут в Приморский край, то не ради спортивного интереса, а для знакомства с таежной экзотикой.
В России реки оцениваются по 6 категориям сложности. В Приморье самая интересная с этой точки зрения река — Кема, у нее 3 категория с элементами пятой. И это самая знаменитая и самая любимая река для начинающих спортсменов. Покорив Кему, люди помышляют о более интересных приключениях. Едут в Хабаровский край, на Камчатку, в Киргизию или на Алтай — центр отечественного водного туризма.

От Тигровой до Кемы

Популярность речного отдыха в Приморье растет, несмотря на то что традиционно регион щедр на пляжные развлечения. В Приморье открыто около 20 клубов, половина из которых во Владивостоке. Ежегодные краевые соревнования собирают до 300 участников из разных городов (Владивостока, Находки, Уссурийска, Партизанска, Арсеньева). Но людей, которые просто любят сплавы по рекам и не гоняются за грамотами и разрядами, гораздо больше. Получить представление о массовости увлечения можно в мае, когда открывается сезон. Река Тигровая (в двух часах езды от Владивостока) заполнена лодками, катамаранами, переделанными в лодки, морскими спасательными плотами, рафтами и каяками. Заканчивается сезон осенью фестивалем туристических фильмов, где все речное многообразие существует в плоскости любительского видео.
В Приморье, как и во всей России, спортсмены используют три вида лодок. 2-х или 4-х местные надувные катамараны, управляют которыми сидя в неудобной для новичка позе — на коленях. Классическая одноместная лодка каяк — удел эгоистичных спортсменов. Самое же популярное плавсредство — рафт, надувная лодка на 6—12 человек, со специальным жестким дном и отверстиями для слива воды.
Ценник не самый скромный. Рафт стоит 50—80 тыс. руб., катамаран — 30—40 тыс. Плюс обмундирование (жилет, каска, два специальных костюма) — 20—25 тыс. Средний срок службы лодки — 6 лет. Оптимальное снаряжение продается в Южной Корее. Но можно купить вполне пригодный инвентарь отечественного производства, сделанный в Новосибирске, Москве или Санкт-Петербурге.
Тем, кто не собирается посвящать сплавам каждое лето, лучше воспользоваться услугами туристических компаний. Один день путевки стоит в среднем 1 тыс. рублей. Сюда входит оплата за проезд, питание, инструктаж и т.д. В Приморье развита сеть маршрутов, их около 20, разной степени сложности, разной протяженности. К примеру, несложный сплав по реке Тигровой длится один день, по Киевке — 2 дня, по Арму — 7 дней. Речки — для начинающих: Партизанка, Тигровая, Киевка, Максимовка, Милоградовка, Арму. Для более подготовленных туристов — Кема. Как правило, лучшие реки расположены в северной части края, и придется потратить день на дорогу из Владивостока.
В среднем туристические группы сплавляются не больше трех часов в день (10—12 км). Иначе это уже не отдых, а поход на галерах. Остальное время — прогулки, рыбалка и посиделки у костра. Бассейны многих рек Приморья сохранили природное богатство нетронутым, поэтому большая часть утомленных цивилизацией граждан отправляется в сплав именно ради диких таежных красот. Если повезет, можно увидеть редких животных — изюбра, медведя или рыбного филина.

Техника безопасности

Новичку перед сплавом нужно задуматься о нескольких вещах. Во-первых, о наличии шлема и спасательного жилета. Это обязательный минимум. Во-вторых, на сплав, даже с небольшой категорией сложности, нужно ехать с опытным инструктором, который имеет высокую спортивную квалификацию и досконально знает маршрут. Профи никогда не пойдет по реке, не изучив всех ее опасных мест, сначала по карте, затем уже на месте, обойдя русло по берегу. Тем не менее, препятствия — это самые возбуждающие факторы в сплаве. Главное, разумно соотнести степень риска с уровнем подготовки туриста.
Самые простые препятствия — это перекаты, или отмели, которые вынуждают прыгать в воду весь экипаж и перетаскивать лодку. Как и в других регионах с большими сезонными колебаниями уровня воды, в Приморье известно такое явление, как вал. Во время тайфуна вода в реке резко поднимается и образуется мощная волна, которая сносит все на своем пути. В сентябре вал случается и на безобидной речке Тигровой. К счастью, волна быстро спадает. Можно продолжать путешествие. В тайге на реках бывают «расчестки». Это низкий навес из веток. Чтобы не скинуло с лодки, нужно пригибаться, а не уподобляться испуганной туристке, которая, растерявшись, вцепилась в дерево и повисла над потоком. Слишком низкие «расчестки» следует обходить по берегу. То же справедливо в отношении опасных заломов, прижимов, порогов и водопадов. Прижим — это крутой поворот реки, увлекающий лодку в сторону береговой скалы. Порог — это участок реки с видимым перепадом уровня воды. Такие есть на Арму, Киевке и особенно на Кеме. Чем сложнее порог, тем большего мастерства требует его прохождение. Если есть сомнение, лучше не рисковать.


В перечне опасностей первенство у водопадов. Обычно их обходят посуху. Прыгать в водопад рискуют только отчаянные спортсмены и то, предварительно проверив глубину чаши в месте падения воды. Одиночки-каякеры на алтайских реках прыгают с 30-ти метровой высоты, но это уже сродни цирковым трюкам.
Говорят, особо увлеченные спортсмены не могут остановиться, пока не покорят все опасные речки на свете.
А потом становятся… скалолазами или парашютистами. И к чему весь этот спорт? Речка так же, как красивые эмоции, не терпит насилия.

Фото из архивов Алексея Кривошеева и Татьяны Кириной (tanyavlad@mail.ru, тел. 51-86-96).
Редакция благодарит Федерацию спортивного туризма Приморского края (www.PFST.narod.ru) за помощь в подготовке материала.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>