Сокровенное кун-фу медитации

Медитация давно вошла в список общеупотребимых слов, но понимает под ней каждый свое. Для кого-то это способ снять напряжение или хорошо расслабиться. В женских журналах ее рекламируют как способ понизить давление и уровень холестерина в крови, повысить стрессоустойчивость за счет снижения концентрации гормона стресса — кортизола, развить творческие способности и укрепить иммунитет. Прочитав серьезные высказывания психологов о пользе медитации, люди начинают верить, что эта практика приводит к биологическому и психическому преображению человека. Авторы тренингов по саморегуляции утверждают, что у людей, постоянно практикующих медитацию, мозг и нервная система начинают работать более эффективно и даже активизируются новые нейронные пути, по которым движутся электрохимические заряды – суть наши рефлексы и реакции. Медитация изменяет мышление, и вредные привычки отпадают сами собой, а психическая энергия накапливается вместо того, чтобы рассеиваться.

Вдохновившись впечатляющими рекомендациями, раздаваемыми процессу медитации разными специалистами, люди начинают практиковать по книгам и ожидают того, что после нескольких серьезных попыток они смогут выходить чуть ли не в «астрал» или «улетать» в другие миры. Но поскольку все не так, возникает разочарование, и ценность медитации для начинающих «йогов» может быть потеряна навсегда. Что же делать, если все же хочется воспользоваться плодами восточной цивилизации и научиться медитировать? Ответ, конечно, прост: читать, думать, пробовать. Разумеется, лучше примкнуть к опытному наставнику или учителю, являющимися носителями конкретной традиции. Некая восточная мудрость гласит, что хороший учитель в медитации — это бесценный дар, который не валяется на дороге, а находится сам только тогда, когда ученик готов.
Первый из специалистов в области медитации, вице-президент международной ассоциации ушу «Саньшоу-да», учитель Юй Вэньсюэ. Учитель Юй представляет скорее даосскую традицию цигунской медитации, с поправкой, что в Китае все как-то взаимно переплетено и обусловлено, в том числе даосизм с буддизмом. Второй комментатор на тему медитации, Драбязг Игорь Александрович, является директором Сихотэ-Алиньского института Восточно-Азиатских медицинских традиций и председателем совета религиозной буддийской организации «Сова Ригпа». Эти люди, находящиеся на разных концах России, — один во Владивостоке, другой в Москве, представляют разные духовные традиции и должны бы говорить на разных языках, но в их словах мы слышим поразительное единство. Это дает надежду, что нас не вводят нас в заблуждение и что кое-что может получиться и у нас.
СУЩЕСТВУЮТ разные методы медитации. Вообще эта практика, и знание о ней пришло к нам (в Китай) из Индии, и теперь ее используют и в боевых искусствах и в религиозных целях монахи и вполне светские люди, практикующие цигун, такие, как я. По существу, все люди, серьезно занимающиеся медитацией, идут с разных сторон одной горы, но приходят к одной вершине.
Моя работа в медитации подобна погружению в пустоту. Природа духа — это пустота, и научиться с ним работать можно только в пустоте, а без медитации пустоты не достичь, без нее не возможно ни стать умным, ни понять природу вещей. Мой метод основан на даосской медитации, принятой в школе эмейского цигун, этот метод прошел через меня и несколько видоизменился под мои нужды. В двух словах это выглядит так: я сажусь, избавляюсь от мыслей, потом вместе с успокоением сердца, ума, головы и всех других органов приходит озарение и открывается природа пустоты. Отсутствие внутреннего диалога или монолога и расслабление ума, это еще не пустота: вот младенец наелся и блаженствует, в его голове нет ни одной мысли, и, в конце концов, он засыпает. Я в состоянии пустоты тоже блаженствую, но это не одно и то же. Медитация подобна остановке личного времени, проживанию за пределами обыденности и привычного восприятия.

Задача медитации и ее главное достижение — высвобождение духа, при этом необходимо заставить дух работать на себя. Что значит на себя? Человек — это неразрывный союз тела идуха. Большинство людей не знает ни своего духа, ни его возможностей. Ни пощупать, ни потрогать дух нельзя, поэтому люди привыкли мыслить со стороны тела и материального ума вполне осязаемых и постигаемых, закрепощенных конкретными житейскими обстоятельствами. Теперь представьте, что нет никакого разума над нами, нет ничего ни умнее, ни лучше, ни даже старше, чем дух человека. И больше не к кому спешить за советом и некуда обратить взор, кроме как к источнику вечности и силы в самом себе. Я не знаю другого метода, более действенного, чем медитация для того, чтобы эту силу использовать.
В чем практическая польза медитации? Человек, научившийся использовать силу духа в полной мере, может лечить болезни, может проходить сквозь стены, читать и передавать мысли, получать материальные блага, преодолевать расстояния и преграды. Злые, корыстолюбивые люди никогда не достигнут таких вершин, если не станут истинно спокойными, не поймут природы своей естественности. Человек спокойный, медитирующий, не может быть низким и не будет иметь гнусных целей, иначе дверь к сверхспособностям ему никогда не поддастся. Допустим, человек возжелал золото половины мира, и начал медитировать, чтобы достичь великой силы. На это у него уйдет не один десяток лет ежедневных тренировок. И пока он будет медитировать и работать над собой, скажем пару-тройку десятков лет, он станет совершенно другим и найдет алмазные копи всего мира в себе.
Лично для меня постичь и использовать возможности духа — это то же, что взять судьбу в свои руки. Конечно, как человек практикующий медитацию, я многое достиг, к примеру, могу вылечить сложные болезни. Дело тут, конечно, не в том, что у меня сильный дух, а у кого-то слабый. Сила духа у всех в принципе одинакова, только большинство людей не работает над ее использованием и даже не знает, как подступиться к этому вопросу. Другая часть людей, которая заботится о духе, например, монахи, часто забывает о теле. В то же время, тело — это фанза для духа, а наша цель в том, чтобы в этом теле пользоваться возможностями духа как можно дольше. Когда тело больное, то и до духа не достучишься.
Поэтому я и говорю вам о медитации. Это путь, приводящий человека много куда: к сильному уму и телу, к спокойствию, преодолевающему жизненные преграды, — путь, дающий знания истинной природы вещей. Говорить о конкретном способе медитировать, по-моему, бесполезно. Нужно просто поверить, что такой простой метод может давать бесконечно много и еще нужно тренироваться ежедневно, по нескольку часов, тогда есть шанс достучаться до небес собственного духа.
Драбязг Игорь Александрович председатель совета буддийской религиозной организации «Сова Ригпа» (Наука исцеления).
Медитация — это тонкая работа, такое специальное усилие ума, «замешанное» в зависимости от способа: на расслаблении или, наоборот, концентрации, на анализе или размышлении, на визуализации или движении. Высшая форма медитации — сосредоточение на природе нашего ума. Она развивает такие качества буддиста, как созерцание, способность к недвойственности, она способствует пробуждению сострадания. Мы говорим: «Спонтанно и без усилий проявленное совершенство или поведение Самантабхадры* как реализованная, безупречность».
Наша методика называется: «За пределами методик». Медитируя, я ничего не добиваюсь, но цель, конечно, есть, правда она не конечная, а бесконечная и словами её выразить так же сложно, как найти истоки буддистской традиции дзог чен, потому что они за пределами исторической памяти существующей цивилизации.

Вот вам рецепт хорошей медитации от Игоря Драбязга. Садимся с прямой спиной, представляем, что вдыхаем радужный свет, а выдыхаем тёмный «дым» наших омрачений, неведения, лени, алчности, ненависти, обид, болезней и т.д. «Дым» уходит в землю, и становится удобрением. Дышим, пока «дымок» не станет чистым и прозрачным. Представляем себя, как пустую форму, наполненную переливающимся радужным светом. В центре нашей груди концентрируется сфера сияющего, ясного, всепроникающего белого света, который интенсивно излучается во все стороны. Этот свет уничтожает страдания и болезни, дарует счастье и блаженство. Сами мы при этом испытываем безмятежное ясное блаженство. Насладившись вдоволь, возвращаем ясный свет в своё сердце и посвящаем заслугу от этой практики на благо всех живых существ.

Я практикую «немедитацию» или созерцание. Что это? Это союз безмятежности пустоты, ясности творчества и блаженства существования. Эти переживания всегда исключительны, индивидуальны, непередаваемы и неповторимы.
Вы спрашиваете: полезно ли медитировать? Да! Любая деятельность, направленная на постижение природы ума, а, следовательно, на постижение реальности, не только полезна, но и эволюционно целесообразна.
Медитируйте на здоровье! Как? В меру ваших способностей, в соответствии с наставлениями ваших учителей, или в соответствии с «девичьими фантазиями». Сказано: «Состояние дхьяны (санскр. медитации) вне мыслей, как плодородная почва весной!» или еще и так: «Расслабляя явленное существование, ваше осознавание создаёт всё!». Если переводить на более понятный язык, то обычный человек использует потенциал своего ума на 3—5%, если на 10—15%, то это уже гений. Мастера медитации реализуют весь потенциал. Всякие сверхвозможности, «спецэффекты» и прочая «paranormal activiti» — суть побочные эффекты продвижения по пути, лишь вехи, но никак не цель.
Медитируйте столько времени, сколько вам удобно, в соответствии с вашими обстоятельствами. Самое вредное — это натужная, вымученная медитация, насилие над свободной ясностью нашего ума. Наши учителя говорят, что последнее время на западе рождается много людей, обладающих высокими и высочайшими способностями. Именно по этой причине они открывают многие тайные учения и методы прямой работы с умом и сознанием.

* Будда Самантабхадра — Будда измерения пустотной природы ума; часто символически изображается в союзе с супругой, этот союз символизирует неразрывное единство блаженства и пустоты. В тексте «Бардо Тодол» есть такие слова: «Сын благородного семейства, теперь у твоего сознания нет формы, нет цвета, нет содержания, и оно проявляется как чистая пустота. Это пустота Самантабхадри. Твоё сознание пусто — это не абсолютная пустота, но пустота свободная, ясная, чистая и живая. … сознание собственной пустой и лишённой сущности природы, сознание ясное и сияющее…»

Фото: Надежда Прожерина. Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 37, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>