Современные художники КНР: борьба за человечность

 

Современное искусство Китая во всем многообразии жанров (от живописи, скульптуры и фотографии до видеоарта, акционализма и компьютерных технологий) широко представлено во всем мире. Китайские художники вызывают неизменный интерес у публики не только своими эстетическими открытиями (которые базируются на западных и национальных традициях), но и прежде всего тем, что, отражая в своем творчестве историю родины, со всем драматизмом переживающей империализм, капитализм, социализм и глобализацию, они касаются универсальных проблем. Мы выбрали несколько авторов, с творчеством которых путешественник может познакомиться лично, гуляя по Пекину, Сингапуру или Куала-Лумпуру.

Красный сюрреализм

42-х летний скульптор Чен Вэнлинг (Chen Wen Ling) входит в число наиболее известных и узнаваемых современных художников КНР, причем его творчество любят не только ценители искусства Азии, США и Европы, но и простые люди: как дети, так и представители старшего поколения. Скульптор родился в маленькой деревне в очень бедной семье. У его родителей не было денег даже на игрушки. Мальчик начал делать фигурки из глины.
В итоге он закончил две академии искусств, в том числе Центральную Академию Искусств в Пекине. Наибольше влияние на него оказали Роден, Пикассо, Магритт и Дали, а также колумбийский художник и скульптор Фернандо Ботеро. Позднее кумиром скульптора стал английский художник-концептуалист Дэмьен Хёрст. Одна из самых популярных серий художника — «Красный мальчик»: вытянутые фигуры мальчиков в состояниях крайности (ужас, смех, грусть, наслаждение), отлитые из бронзы и окрашенные в красный цвет. Изящные сюрреалистические скульптуры простым способом показывают ценность и торжество простых человеческих эмоций. Сравнивая «красных» с последними работами мастера, можно посчитать это посыл чересчур идеалистичным. Серия «Счастливая жизнь» — едкая критика общества потребления. Главный персонаж — человекоподобная свинья, погрязшая в обжорстве, похоти и лени. Последние работы развивают тему. Скульптурная группа «Статуя Свободы и Золотой бык» — сюрреалистический отклик на мировой кризис, спровоцированный США. Наконец, самое свежее творение — колоссальных размеров аллегория, изображающая миллиардера-жулика Бернарда Мердоффа, пригвожденного к стене тем же быком, взлетевшим, как ракета, от собственных газов. Художник убежден, что сатирический отклик на злобу дня, не только может, но и должен быть предметом настоящего искусства.

Поколение слепых

30-ти летний живописец Дэн Ченвэн (Deng Cheng Wen) считается одним из новаторов в современном китайском искусстве. Автор размышляет над судьбой современной молодежи, определяя ее как потерянное поколение, ставшее жертвой глобализации. Значительная часть молодого поколения страны предпочитает игнорировать те изменения, которые происходят с традиционной культурой под действием урбанизации и вестернизации. В результате они теряют ориентиры в жизни. Художник изображает молодежь, которая вслепую идет по своим городам, не имея ни корней, ни цели, не понимания того, что происходит вокруг. На первый взгляд может показаться, что молодые люди играют, но скоро зрителю передаются внутреннее беспокойство и растерянность, охватившие героев. Возможно, в этом заключается особенность китайской истории, которая в той или иной мире знакома молодежи разных стран. Особенность в том, что политические, экономические и социальные изменения в Китае дали новому поколению экономическую свободу, но оставили неразрешимыми мировоззренческие вопросы, которые воспринимаются как тяжелое бремя.

Призраки прошлого

Художник-самоучка ЛВ Янъюн (LV Yanjun), изображая прекрасную китаянку в униформе времен Культурной революции, создает сильный психологический контраст между идеалами прошлого и современной манией потребления. Китай демонстрирует небывалые экономические успехи, однако, по мнению автора, увлекаясь материальной стороной дела, общество деградирует.
Контрасты современного мира на материале недавней истории исследует 40-летний живописец Ван Цзы (Wang Zi), выпускник столичной академии искусств. Суть его метода заключается в совмещении противоположностей. Изображая нежную встречу двух антиподов современного мира — Мао Цзэдуна с Мэрилин Монро, художник сталкивает такие понятия, как Капитализм и Коммунизм, Запад и Восток, Свобода и Консервативность, Чувственность и Целомудрие.
Вовлеченность в современную историю в стиле поп-арт демонстрирует живопись Рен Женйу (Ren Zhen Yu). Художник, окончивший академию искусств в Тяньцзине, а теперь работающий там преподавателем, завоевал известность в Европе благодаря серии портретов политических деятелей. В первую очередь, это портреты Мао. По мнению, критиков, образ Мао — это отправная точка современного китайского искусства. Интерпретация образа вождя — многообразный, сложный и противоречивый феномен, имеющий дело как с попытками избавиться от памяти прошлого, так и с новыми попытками ее сакрализации. Мао на картинах Рен Женйу изображен в нарочито экспрессионисткой манере, на грани абстрактной живописи.
С одной стороны, всем известный деятель выглядит как призрак, стертый временем, его как будто разъедают краски, а динамичные мазки делают образ неустойчивым и, может быть, карикатурным. С другой стороны, всем очевидно, что это Мао, который улыбается и предстает во всем своем символическом блеске. Как в те времена, когда он был источником вдохновения, героем песен и агитационных постеров. Показывая недавнее божество, художник обращает внимание на то, что, несмотря на катастрофы недавнего прошлого, нация так и не избавилась от чар этого образа и до сих пор нуждается в ком-то, кто смог бы защитить ее от паники, дать надежду, заполнить образовавшуюся после краха идеалов пустоту. Тема «икон» современного мира с блеском выражена серией гипнотических портретов мировых знаменитостей, в числе которых Иосиф Сталин, Дэн Сяопин, Уинстон Черчилль, Барак Обама, Елизавета II, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Дэмьен Херст и др.
Фото из коллекции галереи Ode To Art, Сингапур, Куала-Лумпур, опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» №50, 2011 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>