Спорт морских инженеров

Лучшие судомоделисты мира живут во Владивостоке. Каждое воскресенье в ясную погоду можно увидеть сразу нескольких чемпионов по судомодельному спорту — от школьников до людей преклонного возраста.
На берегу небольшого озера в парке Минного городка они запускают свои маленькие, но очень ценные модели. Отдельные детали миниатюрных двухтактных двигателей внутреннего сгорания сделаны по чертежам судомоделистов в космических лабораториях. В этом виде спорта два интереса: чисто спортивный азарт неразрывно связан с инженерным.
Судомоделизм во Владивостоке начался практически на пустом месте. Первые модели стали делать 49 лет назад. Судомодельную лабораторию организовал Валентин Магула, зав. кафедрой теории и устройства судов ДВВИМУ. С тех пор училище преобразовалось в Морской университет, а лаборатория стала одной из ведущих в мире. Сначала делали масштабные модели — уменьшенные в десятки раз копии настоящих судов. Потом начали развивать кордовые модели, которые активно культивировались на Западе. Кордовые — это самые скоростные из 36 классов спортивных моделей. В свою очередь они делятся на четыре вида: три с водным винтом (класс А1 — объем двигателя до 3,5 см в куб., А2 — до 7,5, А3 — до 10) и один с воздушным винтом. Модели крепятся к тросу — корду, который, в свою очередь, крепится к столбу в воде, и гоняют по кругу. Владислав Субботин, профессор университета, доктор транспортных наук и руководитель судомодельной лаборатории — автор двух мировых рекордов: в классе А2 — 217 км\ч, А3 — 232 км\ч. Интересно, что последний рекорд два года назад в Париже Субботин установил, улучшив показатель своего внука Захара, модель которого развила скорость 221,5 км\ч. На этом чемпионате Европы семья Субботиных, представлявшая Приморский край, завоевала четыре золотые, две серебряные и одну бронзовую медали, обыграв сильнейших соперников из Болгарии, Армении, России, Италии, Франции и Великобритании. В судомодельный спорт Владислав Субботин пришел одним из первых, еще курсантом. Сегодня он — заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер, заслуженный работник высшей школы и заслуженный работник физической культуры и спорта. Он 14 раз выиграл чемпионаты мира, 8 — Европы, 25 — России и воспитал 30 мастеров спорта, 6 мастеров международного класса, 8 чемпионов мира, 8 чемпионов Европы. «Спортсмену надо уметь вытолкнуть модель. Вписать винт в воду. Сразу ни у кого не получается. Это дело долгих тренировок», — объясняет ВладиславСубботин. Однако для него, как для профессионального инженера, спортивные титулы — это прежде всего признание технического совершенства.
«На протяжении всей истории нашей лаборатории мы постоянно сталкивались и продолжаем сталкиваться с серьезными инженерными вопросами. Мы разработали собственную конструкцию микродвигателя внутреннего сгорания. Моя первая модель развила скорость 105 км\ч. Когда я впервые в 1967 году побывал на чемпионате России, увидел существовавшие на тот момент модели, поговорил со спортсменами, выяснил недостатки, то решил не повторять увиденное в чужих моделях, а идти своим путем. В лаборатории мы ставили перед собой актуальные задачи из областей гидродинамики и аэродинамики. В итоге создали экранно-планирующую конструкцию на двух несущих поплавках с частично погруженным суперкаветирующим гребным винтом. Особая сложность состояла в том, чтобы согласовать мощность двигателя с винтом. Кстати, в открытой печати информации о таких винтах нет. Мы двигались в русле мировой инженерной мысли. Нашими соперниками были инженеры Великобритании, Франции, Италии, Японии. И мы стали лучшими. Спортивные рекорды — это лишь верхушка айсберга. На самом деле все серьезнее и интереснее. До 40% кремния в сплаве с алюминием — вы об этом слышали когда-нибудь? Максимальный технологический стандарт — 28%. Было время, когда мы столкнулись с ограничением по шуму. Поскольку наши чемпионаты проходят в городских парках, международная федерация судомодельного спорта постановила ограничить уровень шума до 80 децибелов. Очевидно, что любой шумоглушитель будет забирать мощность у двигателя, не так ли? А нам удалось сконструировать такой глушитель (резонансный), который при уменьшении интенсивности звука стал не снижать, а наоборот — увеличивать мощность двигателя на 50 %. Если бы наши глушители использовали в автомобилях, то авто вообще не было бы слышно. Судомодельный спорт повышает интеллект. Тот, кто у меня занимается, сможет потом — при наличии чертежа — сделать все, что захочет. Хоть космическую ракету. Каким бы маленьким ни казался предмет исследований, а моя докторская диссертация, посвященная морским судам, на 80 % состоит из открытий, которые я сделал в судомодельной лаборатории».
Сегодня судомодельная секция при МГУ им. Г. И. Невельского — единственная на Дальнем Востоке России. Ближайшая — в Кемерово, остальные — в Челябинске, Брянске, Ростове-на-Дону и Подмосковье. Поскольку в подготовке спортсмена необходим индивидуальный подход, секция во Владивостоке невелика. В ней занимаются студенты, курсанты и дети преподавателей университета. Когда-то спорт курировал ДОСААФ, в стране насчитывалось до 1 тысячи судомодельных лабораторий, а на чемпионаты России приезжало по 30 команд. Сегодня государственного финансирования практически нет. Несмотря на потрясающие успехи, команда из Приморья существует и выезжает на российские и мировые турниры за счет поддержки Морского госуниверситета и личного участия родителей молодых спортсменов. Одна поездка в год — в лучшем случае. Всегда возвращаются с призовыми местами, оставляя позади спортсменов из Украины, Армении, Болгарии, Франции, Великобритании — сильнейших судомодельных держав мира.
Автор Евгений Панкратьев, фото Антонины Вазеровой

Материал опубликован в 36 номере бортового журнала «Владивосток Авиа», 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>