Тайские способы приманивать счастье

 

Вы замечали, что в Таиланде почти все местные жители (будь то бедняки из провинций или преуспевающие бизнесмены) носят медальоны и браслеты? Может показаться, что это просто украшения, но на самом деле это охранные амулеты, которым тайцы приписывают магические свойства.
Самым древним из сохранившихся тайских амулетов, по оценке коллекционеров, от семисот до тысячи лет. В современном Таиланде существует огромное множество разновидностей оберегов, используемых различными категориями населения для разных целей. Это и дорогие храмовые амулеты, и дешевые бронзовые изображения Будды, и фаллические символы, весьма далекие от буддийской веры.
Магические амулеты в жизни тайцев появляются с самого рождения. В деревнях до сих пор сохранился обряд завязывания цветных нитей на запястья и лодыжки новорожденного. Такой «браслетик» называется «сайсин» или «сакхот». Благословленный монахом амулет дает защиту Будды, а точнее — делает так, чтобы «пхи» (вредоносные духи) не проникли в тело человека через ладони и ступни, а «хуоны» (добрые духи) не покинули его. Повязанные детям при рождении амулеты носят, не снимая, пока они не обветшают. В них могут быть вплетены бусины или камни девяти цветов, символизирующие девять планет восточной астрологии. Такие браслеты носят и взрослые люди. Их можно получить за символическое подношение в любом буддийской храме, а иногда и просто в подарок. Интересно, в 60-х годах прошлого века эта традиция проникла в Европу вместе с легендарными «Битлз», посещавшими Индию, и была перенята движением хиппи. С ним она распространилась по всему миру. Но ее значение исказилось.
Одной из первоначальных функций амулетов в мире, пожалуй, считается защита воинов от ранения и смерти в бою. В Таиланде такие амулеты тесно связаны со знаменитым тайским боксом муай-тхай, который зародился в Таиланде еще в средневековье. Эти амулеты называются «пхра прачиат» (кусок ткани с нарисованными на нем магическими диаграммами) и «монгкон» (ритуальная головная повязка). В древности отправлявшиеся на войну мужчины повязывали пхра прачиат вокруг шеи или предплечья для защиты от вражеского оружия. Бойцы муай-тхай носят пхра прачиат поверх бицепса на одной или обеих руках. Второй тип амулета, используемый в тайском боксе, это монгкон. Учитель повязывает монгкон на голову бойца перед началом ритуала, предваряющего поединок, и снимает после его окончания — непосредственно перед самой схваткой. Только учитель имеет право прикасаться руками к этой головной повязке. Монгкон состоит из 108 тонких шнурков, символизирующих всевозможные опасности. В качестве основы берут полоску с написанными магическими заклинаниями. Шнурки скручивают в канат примерно с палец толщиной. А потом связывают канат в подобие венца.
Тайским боксом использование амулетов в военной практике не ограничивается. Вот пример из совре-
менности. В ходе тайско-камбод-жийского вооруженного военного конфликта из-за древнего индуистского храма Преа Вихеара в феврале 2011 года тайское командование сделало следующий тактический ход. Военнослужащим тайской армии, расквартированным в провинции Сисакет на границе с Камбоджей, выдали амулеты, которые должны защитить их не только от пуль, но и от кхмерской черной магии. «Я сам верю в это, и я верю, что эти амулеты помогут моим солдатам и офицерам», — заявил командующий Второй армией генерал-лейтенант Таватчай Самутсакхон. Амулеты освятили в буддийском монастыре Ват-Интрасукарам. Настоятель выдал каждому солдату два амулета: один в виде металлической прямоугольной пластинки, а второй — классический овальный медальон с изображением Будды. Классический буддийский амулет чатукам, или путтакун представляет собой рельефную пластину, чаще всего круглую. Но он может быть треугольным (символизирует три буддийские ценности: Будду, учение Будды и буддийскую общину), квадратным (символизирует четыре стороны света и их хранителей), каплевидным или иной формы, в зависимости от фантазии мастера.
На классическом буддийском амулете изображен Будда в одной из семи поз, соответствующих дням недели. Еще одно название такого амулета, бытующее в Таиланде, — «Лаки Будда». Как правило, люди выбирают амулет с позой Будды, соответствующей дню своего рождения. Также на амулете могут изображаться известные буддийские монахи и патриархи. Нередко можно встретить изображение короля Таиланда Рамы IX, который является официальным главой буддийской общины Таиланда, или кого-нибудь из королевской семьи.
На амулете могут изображаться знаки зодиака, известные буддийские архитектурные сооружения, символы и надписи, соответствующие характеру амулета. Изготовление такого амулета — целое искусство. Состав хранится в секрете. В дело идут дерево, слоновая кость, смола, металлы, глина, различные благовония (благодаря которым, кстати, амулеты имеют приятный аромат). Настоящие амулеты делают известные в стране монахи, которые, как считается, вкладывают в создание оберега свою духовную силу. Ярким примером в истории Таиланда является личность монаха Луанг Пох Таунда, который жил около 300 лет назад на Юге Таиланда и известен как основатель одной из школ по изготовлению амулетов. Известно, что под влиянием его личности и поступков тысячи мусульман на Юге Таиланда добровольно перешли в буддизм. Амулеты этого мастера существуют по сей день, а ученики его учеников продолжают создавать обереги для прихожан и паломников.
За время, прошедшее с тех пор в стране, проживало немало известных монахов, которые явились основателями целых школ, воспитавших не одно поколение своих последователей в традиции производства амулетов и их благословения. Конечно, каждый монах, исполняющий амулет, может привнести в «генеральную линию» школы свои личные элементы, однако в целом по форме амулета специалисты-коллекционеры всегда могут восстановить его генеалогию.
Прежде чем приступить к созданию амулета, автор тщательно продумывает его стиль и форму. Исходя из его предназначения. При подборе компонентов порой привлекаются монахи из других монастырей, а иногда созываются целые собрания. На создание действенного амулета могут уйти годы. После того, как амулеты изготовлены, они должны получить благословение. Эта важнейшая часть ритуала по созданию амулета иногда занимает немало времени и может растянуться на несколько лет, а принимать в ней участие может до сотни монахов, причем проживающих в различных монастырях. Поэтому амулету порой приходится «путешествовать» из одного храма в другой до полного завершения обряда посвящения. Иногда, наоборот, известные монахи собираются в одном из монастырей для проведения церемонии благословения. Время и место строго рассчитываются. Нередко такая церемония имеет широкий общественный резонанс и даже освещается в средствах массовой информации. После того как все церемонии закончены, амулет помещается в специальный герметичный футляр.
Чаще всего путтакуны носят на шее поверх одежды. Иногда к такому амулету цепляется дополнительная подвеска, называемая Bia Gae, что переводится как раковина каури, которая дает дополнительную защиту владельцу амулета. Современная Bia Gae совершенно не похожа на раковину каури, а представляет собой маленькую герметичную емкость, заполненную ртутью и магическими текстами, написанными на металле.
В двадцатом веке все чаще стали появляться амулеты, что называется, производственной или конвейерной сборки. Как правило, это рассчитано на приезжающих в Таиланд туристов, относящихся к ним исключительно как к экзотической безделушке. Такие амулеты в большом количестве представлены на тайских рынках. «Серьезные» же амулеты, как правило, продаются в храмах и специальных магазинах.
Каждый определенный амулет всегда имеет свое название. Например, Касемсух Суварнабхуми — Счастье Золотой Земли, Сарика — тайская Птица Удачи. Он также может называться «Ват Махатхат 2550», что означает, что данный амулет произведен в храме Махатхат в 2550 (по-нашему — в 2007) году. Но, пожалуй, самый популярный амулет — Чатукам Раматхеп. С ним связано много историй и легенд, противоречащих друг другу. По одной из них, в 80-х годах двадцатого века генерал-майор полиции города Накхонситхаммарат, что на юге Таиланда, г-н Кун Пхантарак Раджадей во время молитв в храме Махатхат Воромаха Вихан получил от духа древнего правителя этих земель Чатукама приказание построить какой-то памятный столб. Через некоторое время деньги на строительство собрали, столб построили в 1986 году, а в 1987 году был изготовлен амулет и назван «Чатукам Раматхеп». Упомянутый выше генерал-майор на всю страну рассказывал о его удивительной магической силе и о том, что благодаря этому амулету он раскрывает самые сложные преступления. Цена на этот амулет пошла вверх. Когда же в 2006 году Кун Пхантарак Раджадей скончался в возрасте 108 лет, а на его кремации присутствовал наследный принц Таиланда, популярность амулета Чатукам Раматхеп начала дико расти среди тайцев. При начальной цене в пятьдесят долларов, он стал стоить уже сто тысяч, а храм Махатхат Воромаха Вихан в Накхонситхаммаратхе превратился в место массового паломничества. Сейчас амулет с таким названием производят многие храмы Таиланда, и найти истинный Чатукам Раматхеп весьма не просто.
В Таиланде выходят периодические журналы-каталоги амулетов-чатукамов. Торговля амулетами и их коллекционирование в этой стране представляют собой серьезный бизнес. Профессиональные торговцы этим экзотическим (для нас) товаром размещают свои антикварные лавочки в больших супермаркетах или ведут коммерческую деятельность по Интернету, что в последние годы стало весьма распространенной практикой. Они предоставляют информацию о том, кто является автором амулета и сколькими монастырями и монахами он благословлен, какие компоненты вошли в его структуру, и на особо ценные экземпляры выдают специальный сертификат, подтверждающий их подлинность. Старые и редкие амулеты особенно ценны и в прямом, и в переносном смысле, а потому большинство из них уже имеют своих постоянных хозяев, которыми в силу их денежного эквивалента являются состоятельные люди Таиланда. Поэтому, чтобы «добыть» редкий экземпляр, желающим приходится прилагать немалые усилия, пользуясь услугами только проверенных дилеров. Существует практика выполнения копий известных старинных амулетов, но в отличие от фальшивок теневого бизнеса, такие экземпляры получают свое духовное «наполнение» в монастырях, и тем самым они приобретают безусловную ценность, так как в таком случае выполняют возложенную на них миссию. Ношение буддийского амулета практически не ограничено окружающими условиями, однако есть один момент: перед интимными отношениями его снимают и кладут в изголовье на какую-нибудь возвышенность, будь то стол или тумба, но ни в коем случае не на пол.
Тиснение Будды и монахов на амулетах — это «светлая» атрибутика. Таец, который не считает себя светлым, как буддийский монах, никогда такой не наденет. Возможно, он будет носить на себе такрут — самый распространенный амулет в Таиланде. Как правило, это небольшой контейнер цилиндрической формы, изготовленный из золота, серебра, меди или олова и предназначенный для ношения на цепочке. Впрочем, встречаются деревянные, стеклянные и плетеные такруты, а также выполненные в виде ножей. Но это лишь внешняя форма такрута, магическое же действие амулета обеспечивается вложенным внутрь кусочком бумаги, кожи или тонкой металлической пластины с написанными на нем «янтрами», магическими символами. Кроме этого, магические символы могут быть нанесены на внешнюю поверхность цилиндра, и тогда внутрь ничего класть не надо. Мужчины носят с собой такрут прежде всего как оберег от физического ущерба, например от несчастного случая на дороге. Девушки — чтобы с его помощью встретить своего единственного и желанного. Практикующие магию — для увеличения концентрации и магической силы. Вариантов может быть много, и такрут изготавливается соответственно необходимости того, кто им пользуется.
Надо заметить, что искусством написания янтр или других магических символов и рисунков обладают немногие, потому что «работающие» янтры наносятся буддистскими монахами или практикующими колдунами в состоянии высокой концентрации духа и мысли при помощи специальных техник. Конечно, к самому буддизму это не имеет никакого отношения. Весьма известен своими такрутами в Таиланде матер Арьян Кум. Он специализируется на изготовлении амулетов, отражающих негативное влияние Раху (одна из девяти планет тайской астрологии, а также одноименный демон в мифологии). В определенные лунные дни мастер начинает читать какие-то особые молитвы и в состоянии транса рисует охранные символы.
Не менее популярен в Таиланде и амулет, называемый «прак-крик» или «паладкик». Это миниатюрное изображение мужского воспроизводящего органа, ношение которого обеспечивает удачу в самых разных делах и начинаниях. Особенно популярен он у людей, занимающихся торговлей и бизнесом.
Традиция ношения этого амулета пришла в Таиланд из Индии, где он называется «Шива-лингам». Как и прочие амулеты, больше всего ценятся прак-крики, изготовленные известными мастерами. Зачастую их изготавливают буддийские монахи из известных монастырей, хотя к буддизму это, опять же, не имеет отношения. Стоимость прак-крика, вырезанного признанным мастером, всего около ста американских долларов.
С прак-криком внешне и символически очень схож амулет, называемый «лингам-стоун» («камень-лингам»). Это камень, вертикально установ-ленный на подставке. Каждый ка-мень-лингам имеет в своей верхней части символику Бога Шивы и символ Богов Вишну или Ганеши в середине. Считается, что он содержит в себе вибрацию всех камней земли. Он распространяет ее и очищает храм, дом или другое пространство вокруг себя, поэтому чаще их не носят с собой, а устанавливают в помещении. Эта энергия способствует рождению детей, исполнению благих желаний, удаче, богатству, хорошему здоровью и известности обладателя.
Тему амулетов в Таиланде можно продолжать практически бесконечно. Если вы носите тайский амулет, то необходимо испытывать к нему уважение, так как он является частью многовековой традиции, за которой стоят многие великие мастера. Можно носить амулет на шее, груди или кармане рубашки, но главное — он не должен располагаться ниже пояса, это противоречит традиции. Ни в коем случае нельзя дотрагиваться до него ногами. Считается, что амулет, подвешенный в автомобиле, — это дополнительная страховка транспортного средства от несчастного случая на дорогах. Носите амулет с радостью, но не забывайте о том, что амулет во многом только усиливает ваше личное отношение к окружающему миру. И чтобы его действие было эффективнее, старайтесь дарить окружающим вас людям только положительные эмоции!
Текст Виктора Зизевского. Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа»№50, 2011 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>