В поисках «Ленинца» и «Ваху»

Осенью прошлого года американская общественность была взбудоражена сенсационным сообщением: экспедиция из Владивостока обнаружила легендарную подводную лодку “Wahoo”, затонувшую во время Второй мировой войны.
О неожиданной находке рассказывает Владимир Карташев, капитан парусного научно-поискового судна «Искра», заместитель руководителя проекта Тихоокеанского флота России по поиску подводной  лодки Л-19, руководитель экспедиционной группы МЧС РФ по обследованию подводных потенциально опасных объектов в проливе Лаперуза.

Знаменитая субмарина ВМС США SS-238 “Wahoo” была обнаружена во время поисков советской подлодки Л-19, также затонувшей в проливе Лаперуза во время Второй мировой войны. Исследования проводились по плану Тихоокеанского флота совместно с программой МЧС по обследованию подводных потенциально опасных объектов. Для этих целей использовалось парусное научно-поисковое судно «Искра», принадлежащее Дальневосточному государственному техническому университету. Поскольку поиски проходили в предполагаемом месте гибели американской подлодки, были проведены дополнительные исследования.

Л-19

Подводная лодка Л-19 (типа «Ленинец») всю войну была на страже восточных рубежей страны. В отличие от прославленной американской “Wahoo”, наводившей ужас на фашистов, Л-19 в боях не участвовала и погибла в 1945 году, уже после объявления конца войны с Японией. Предположительно, подорвалась на мине. Памятник экипажу установлен во Владивостоке, в бухте Малый Улисс.
Судьба подлодки связана с большим историческим казусом. 8 августа 1945 года правительство СССР объявило о вступлении в войну с Японией. 19 августа подводной лодке Л-19 под командованием капитана 3 ранга Кононенко А.С. было приказано выйти из владивостокской бухты Улисс для следования в район порта Румой (Япония). Перед экипажем было поставлено две задачи: во-первых, разведка северных подходов к порту Румой, во-вторых, уничтожение кораблей противника и донесение об их появлении на позиции.
В соответствии с приказом Л-19 вышла из базы и через два дня заняла позицию. 22 августа комбригом было дано распоряжение об уходе из района, так как туда направилась подводная лодка С-52. Радиограмма гласила: «Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин». В очередном донесении командир Л-19 сообщил, что «в точке Ш=44°08’ Д=141°30’ торпедировано три японских судна. По уточненным данным разведки, два транспорта, атакованные Л-19, затонули. Третье судно с повреждениями добралось до берега. К несчастью, суда перевозили беженцев с острова Сахалин. Погибли 1,708 человек, 464 из которых — дети. Теперь этот скорбный счет японцы предъявляют нашей стране. Как ни горько это признавать, но во многом они правы. Тем не менее, соболезнуя горю родных и близких тех, кто погиб тогда в море, нельзя не отметить и целый ряд обстоятельств, придающих далекой трагедии несколько иной ракурс.
Во-первых, все три атакованных корабля до того, как стали коммерческими, входили в состав военного флота и силуэты, по которым в рассветных сумерках выходили в атаку подводники, имели соответствующие. Во-вторых, советские военные моряки выполняли ту задачу, которую поставило им командование: «Топить корабли противника». Как только задача была изменена, подводная лодка активные боевые действия прекратила. И, в-третьих, когда лодка уже перестала использовать оружие, она сама тут же была атакована японской субмариной… Выходит, война велась обеими сторонами и через неделю после капитуляции Японии.
После получения приказа о прекращении огня, 23 августа, командир Л-19 сообщил, что лодка подверглась атаке противника и уклонилась. «Начну форсирование пролива в 19.00», — последнее донесение. В дальнейшем лодка запрашивалась всеми видами связи, но ответа не дала и на базу не возвратилась.
Позднее стало известно, что в проливе Лаперуза было выставлено несколько линий минных заграждений, причем
в местах наибольших глубин. Нашими же положениями и руководящими документами рекомендовалось форсировать минные поля на предельной глубине, т.к. сила взрыва мины идет по линии меньшего сопротивления, вверх. Командир Л-19 капитан 3 ранга Кононенко всегда педантично выполнял инструкции и, что наиболее вероятно, при форсировании пролива на предельной глубине подорвался на донной мине.
Спустя 60 лет были организованы поиски. Первый этап экспедиции проходил с 29 июня по 12 августа 2006 года. 10 июля в районе, определенном на основании предположения о том, что подводная лодка столкнулась с неопознанным судном и погибла от таранного удара, был обнаружен крупный объект. Его размеры и очертания соответствовали параметрам Л-19: длина 80 м (без распрямления), ширина 10 м. Возвышение над грунтом 4 м. К сожалению, прибор вышел из строя, и более детально объект рассмотреть не удалось. Программа исследований продолжается. А вот неожиданно найденной “Wahoo” повезло больше.

Wahoo

Зная, что исследование будет проходить в предполагаемом месте гибели американской субмарины “Wahoo” SS-238, экипаж «Искры» внимательно изучил исторические материалы, размещенные на сайте, который скрупулезно ведет внук командира подводной лодки Брайн МакКиннон.
Короткая героическая судьба субмарины, погибшей при выполнении боевого задания 11 октября 1943 года в проливе Лаперуза, и ее командира Дадли Мортона является примером служения интересам своего государства. И каждый моряк, независимо от национальной принадлежности, не может не оценить боевой вклад этой лодки и, в буквальном смысле, дерзость, с которой она проводила свои знаменитые атаки на противника.
И вот 27 июля 2006 года «Искра» проходила в предполагаемом районе гибели субмарины. Водолазы Б.В. Постовалов и А.В. Дорошенко спустились на дно. В результате было установлено, что объект, лежащий на глубине 60 м практически на ровном киле, является подводной лодкой ВМС США “Wahoo”. Погода благоприятствовала поискам, но погружения 30 июля не получилось из-за поднявшегося ветра и волны. Особенность этого места — сильное течение, до 4,2 узлов. Всего лишь один час в сутки — между 10 и 11 утра — течение меняет направление и тогда можно проводить спуски водолазов.
За три дня удалось погрузиться на субмарину и снять практически полностью корпус лодки на видео. Определена главная причина гибели: попадание бомбы в кормовую часть рубки.
На этом исследования закончились. Экипажу отдали воинские почести, приспустив Андреевский флаг. Прибыв на Сахалин, участники экспедиции сделали видеофильм «Найденная «Wahoo» и вручили его представителю родственников экипажа субмарины.
Во Владивостоке, отчет об экспедиции и видеоматериал были переданы министру обороны России. И уже в начале сентября Сергей Иванов на встрече с министром обороны США Дональдом Рамсфельдом сообщил о факте обнаружения «Wahoo» и о намерении впредь участвовать в церемониях по отданию воинских почестей экипажу погибшей лодки.
Во время визита американских военных кораблей во Владивосток в прошлом году в Доме офицеров флота состоялась российско-американская конференция, которую провел штаб Тихоокеанского флота. С американской стороны присутствовали представители командования отряда боевых кораблей и Генеральный консул США во Владивостоке. Американцам был сделан доклад и вручен видеофильм. Итогом конференции стало обоюдное решение обсудить дальнейшие совместные действия по обследованию “Wahoo” в 2007 году.
После того как весть о находке распространилась в США и в Интернете появились материалы о результатах экспедиции с подводными кадрами, темой заинтересовались крупные телекомпании. От американской вещательной корпорации «АВС» пришел запрос о разрешении показа по каналам “American Television Network” репортажа и видеоматериала. В настоящий момент рассматривается вопрос съемки фильма об истории “Wahoo” двумя телевизионным компаниями Голливуда.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 31, 2007 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>