В поисках виртуального искусства

Проблема сохранения мирового наследия существует с тех самых времен, когда это наследие только появилось. Лучшие произведения искусства становились предметами спора между сильными мира сего. Достаточно вспомнить судьбу Александрийской библиотеки или Янтарной комнаты. В век цифровых технологий появилась новая возможность сохранить мировые шедевры для следующих поколений.

Хитрый Билл Гейтс

А началось все с Билла Гейтса. Он один из первых осознал будущую большую востребованность цифровой информации о мировом культурном наследии.  Еще в 1994—1995 г. сотрудники фирмы Corbis, принадлежащей этому самому богатому в мире человеку, стали посещать крупнейшие российские музеи с предложением продажи авторских прав на цифровые изображения известных произведений искусства. Сейчас, по некоторым данным, фирме Corbis принадлежат права на 10 тысяч изображений из 10 крупнейших музеев мира.
Самое интересное, что все эти картины находятся в музеях и принадлежат им. А цифровые копии, которые запрашиваются много тысяч раз за день, — собственность фирмы Билла Гейтса. Огромные дивиденды ежедневно стекаются на счет компании Corbis, а музеи и страны, в которых они находятся, не получают с этого ничего.

Заботы ЮНЕСКО

Кому станут принадлежать права на эти цифровые изображения, если компания Corbis вдруг обанкротится? Как решить проблему «цифрового неравенства» в странах третьего мира, в которых к компьютерам имеет доступ лишь небольшая часть населения?
Как сохранить цифровое мировое наследие, притом что постоянно происходит устаревание оборудования и программ, обеспечивающих доступ к цифровому изображению? В 2003 году на 32-й генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже была принята Хартия о сохранении цифрового наследия, в которой рассмотрены такие проблемы и пути их решения.
В европейских странах сосредоточена большая часть мирового культурного наследия. Поэтому комиссия Евросоюза приняла решение финансировать проекты формирования европейского банка данных по культурному наследию. Дело это очень дорогостоящее: для создания качественных цифровых изображений с корректной цветопередачей необходимо самое современное профессиональное оборудование, работа специалистов и время. Для ЮНЕСКО очень важно, чтобы первичные права на цифровое изображение принадлежали не третьим лицам, а музею, где хранится шедевр.
Был создан eвропейский консорциум «Музеум-онлайн» («Виртуальный музей»,в русской версии: www.museum-online.ru), в задачи которого входит создание первичного изображения высокого разрешения и стандарта низкого разрешения для передачи его открытое информационное пространство.

Виртуальный музей

«Виртуальный музей» (в русской версии www.museum-online.ru) — это портал, на котором представлены не только цифровые копии полотен самых известных художников, но и информация о том, в каком музее хранится оригинал. Например, роспись Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» находится в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, а картина Казимира Малевича «Пейзаж с пятью домами» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На этом сервере собрана информация о ведущих российских и мировых музеях, есть ссылки на их официальные сайты. Так что очень легко выйти на сайт, например, Британского музея, музея Метрополитена США или Лувра. Главное — владеть иностранными языками.
На портале можно прочитать обо всех основных направлениях в искусстве, биографии известных художников планеты. В недалеком будущем сервер планирует размещение репродукций графики. Важность такого источника информации трудно переоценить. Но насколько Россия вовлечена в это мировое дело? Как действует государственная политика в этом направлении?

Цифровая Россия

В 21 статье «Закона о музеях» сказано, что «информация о национальном культурном наследии должна быть доступна каждому гражданину РФ». Как осуществить этот доступ, если в России, по данным министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, доступ к Интернету имеет лишь каждый шестой гражданин? Для сравнения: во Франции регулярно выходят в он-лайн половина страны, а в США более трех четвертей населения, по данным Harris Interactive, имеют доступ в Сеть.
Есть ли шанс сделать реальным доступ граждан к информации о культурном наследии? Может ли Россия сформировать свою национальную идею по созданию электронного банка данных национального культурного наследия, предложить удобные для всех правила участия в этом процессе?
В нашей стране проходит целевая федеральная программа «Электронная Россия», рассчитанная на восемь лет (2002—2010 г.). Но, к сожалению, создание цифровых информационных ресурсов по культуре и науке не входит в приоритеты этой программы. Нет и четко сформированной государственной политики в этом направлении, и, как следствие, отсутствие финансирования таких проектов.
Но все же учетные музейные базы данных формируются в России уже более 15 лет. Но каков общий объем этих баз данных, неизвестно. Потому что, хотя и многие региональные музеи получали от Министерства культуры компьютерную технику для автоматизации учета экспонатов, у них нет никаких обязательств перед министерством по использованию этой техники. Нет и единого государственного центра, куда бы стекалась информация со всех музеев и галерей страны.

Уникальное явление страны

Но музейные Интернет-проекты в России все же есть. Основным музейным сервером России считается портал «Музеи России» (www.Museum.ru). Он основан в 1996 году на базе Государственного Дарвинского музея и неоднократно обновлялся. В настоящее время  сервер посещает около 70 тысяч российских и зарубежных пользователей, на портале представлена информация о 3 тысячах музеях и галереях, более 7 тысяч шедевров музейных коллекций. Портал — это ресурсный центр РСНК (Российская сеть культурного наследия), автономной некоммерческой организации, учрежденной Министерством Культуры РФ. На сегодняшний день это самый мощный, грамотно сделанный ресурс российского Интернета в области культурного наследия. Подобные проекты, безусловно, должны финансироваться государством. Сочетание государственных интересов и интересов музейно-галерейного сообщества дадут нужный результат: доступ ко всем шедеврам музейных коллекции России получит любой пользователь Интернет. И не только обыватель, — в нашей стране динамично развивается рекламный рынок, репродукции известных картин есть даже на водочных бутылках. Однако для того, чтобы «утрясти» все вопросы с авторскими правами на использование качественного цифрового изображения, требуется много времени и сил.
Мир меняется, с появлением и распространением Интернета поменялось в некоторой степени и сознание современного человека. Быстрый доступ к информации теперь почти так же необходим, как воздух. Мировое наследие в цифровом формате и находящееся в свободных для просмотра источниках — это не просто доступная информация, а еще и шанс для большинства людей приобщиться к культурным ценностям человечества. Особенно это важно для людей, живущих далеко от культурных центров планеты. Качественные цифровые изображения мировых шедевров необходимы и для будущих поколений, так как всегда есть угроза утраты подлинников: стихийные бедствия, теракты и просто устаревание предметов искусства.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 29, 2006 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>