Велософия

А у вас уже есть самое лучшее изобретение человечества? Нет, не банка пива, а ве-ло-си-пед! По итогам опроса общественного мнения в Великобритании велосипед был признан величайшим техническим изобретением с 1800 года. Причем за него проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения, вместе взятые.
Философия велосипеда проста: раз начав, уже никогда не разучишься, раз попробовав, никогда не забудешь. На двух колесах можно уехать от тысяч проблем: плохого настроения, лишнего веса, неважной физической формы, автомобильных пробок, нудных коллег, вредных родственников, противных соседей. С его помощью можно воссоединиться с природой, с любимым человеком, с драгоценной работой. Причем для этого его не нужно кормить бензином или газом, овсом или сеном, рыбой или мясом. Его вообще не нужно кормить. Все, что нужно для передвижения, — это ноги, с латинского слово «велосипед» так и переводится — «быстроног». Велосипед проедет там, где не проедет даже «Хаммер» — просто слезаешь с седла, берешь его в руки и переносишь через грязь. С ним пускают в общественный транспорт, его можно без особых проблем перевезти самолетом и поездом.
Все это давно поняли жители Юго-Восточной и прочей Азии: тут велосипеды и мопеды есть у каждого. Ну, во-первых, машины стоят слишком дорого, во-вторых, представьте, чтобы случилось, если бы у каждого китайца или вьетнамца появился автомобиль… В Азии велосипед — это не просто средство передвижения, зачастую вся жизнь проходит на двухколесном транспорте: сначала человека везут, привязанного к спине конструкцией из тряпочки и двух веревок, потом он служит мягкой прослойкой между родителями, потом у него появляется собственный транспорт, потом он перевозит на нем телевизоры, холодильники, развозит еду или почту, возит своих детей и родственников или работает велорикшей.

Велосипедисты Владивостока

Во Владивостоке велосипедист — существо редкое и гордое. Всех увлекающихся можно разделить на три типа:
Маунтинбайкеры, то есть горные велосипедисты. Именно они в полной экипировке: красивом шлеме, облегающих штанишках и курточке — стремительно несутся по обочине трассы Владивосток— Шамора. Иногда их можно встретить и в городе — например, на Некрасовском путепроводе. При этом неважно, какая погода стоит на дворе — дождь, снег или град.
У них есть зимняя резина, отличные тормоза, и их «кастомный» велосипед стоит почти как автомобиль.
Бээмиксеры, или трюкачи. Это, как правило, молодые парни и девушки на велосипедах, которые необразованный человек может принять за детские — уж очень у них маленькие колесики. Эти ребята постоянно пытаются сделать какой-нибудь хитрый трюк, носят модную одежду и любят собираться в стайки.
Горожане обыкновенные. Вид, который получил чрезвычайное распространение в странах Европы и Азии, для Владивостока является редкостью. Их велосипеды стоят не очень дорого, они не вполне разбираются во всем велоразнообразии. Они могут привезти велосипед на машине, чтобы покататься по лесочку возле моря. А отдельные экземпляры умудряются ездить на этом экономичном транспорте на работу.
Увы, распространиться последнему виду мешают объективные приморские условия: отсутствие чего-то, чтобы хотя бы отдаленно напоминало велодорожки и парковки для велосипедов, злые водители автомобилей и злые пешеходы, переменчивая погода и упрямый рельеф. Так что каждый велосипедист города нашенского — герой и выдающийся спортсмен! Это ли не повод примкнуть к их рядам?
Наверняка, вы уже умеете кататься на велосипеде. В вашем детстве были сначала «Малыш», потом «Дружок», потом «Школьник», а некоторые, может, доросли и до «Камы» и даже до «Урала». Раньше все было проще — бери, что дают. А что же выбрать сейчас? Великое множество возможностей. Велосипеды бывают городскими, дорожными, горными, шоссейными, гибридными, туристическими, триальными, bmx. Помимо вышеперечисленных типов есть и другие (к примеру, тандемы), а так же множество модификаций. Мы остановимся на двух самых заметных — горном и bmx.

Горный велосипед

Кому пришла идея заставить крутить педали не только на прямой или на спуске, но и на подъеме — неизвестно. Честь изобретения горного велосипеда приписывают американцу Гэри Фишеру, а также его товарищам по велотусовкам Гари Кляйну, Джо Бризу и Чарли Келли. Первое, что следовало заменить, — колеса. Они стали широкими, с глубоким протектором. Вторая проблема упиралась в жесткость рамы, которая в базовом исполнении не выдерживала сверхнагрузок при прыжках с естественных трамплинов и ужасной тряски по камням гор и корням деревьев. Была принципиально изменена геометрия каркаса. Она получила название Double Diamond. Это когда рама представляет собой два сваренных треугольника (как известно из физики, арматура в виде треугольника является самой прочной конструкцией). Наиболее просто решаемой оказалась проблема тягового усилия, прилагаемого ногами велосипедиста для покорения крутых подъемов. Достаточно было изменить передаточное число между ведущей и ведомой шестеренками. К началу 90-х годов маунтинбайк как велосипед из любительского извращения превратился в продукт с мощным коммерческим потенциалом. Промышленное производство позволило еще больше усовершенствовать горный велосипед — в первую очередь за счет изменений в системе передач, которая к сегодняшнему дню не уступает продвинутым шоссейным образцам: до 27 скоростей. Производители также озаботились повышением комфорта — как ни крути, а жесткая рама при длительной езде по суперпересеченной местности может отбить не только охоту кататься, но и все нежные места тела. Поэтому непременным атрибутом маунтинбайка стала передняя подвеска, оборудованная эластомерными, масляными или воздушными амортизаторами. Чуть позже распространились «двухподвесы» — велосипеды, укомплектованные амортизаторами на оба колеса.


При покупке маунтинбайка необходимо четко представлять, для каких целей он будет использоваться. В этой номинации существует как минимум три стиля катания. Основная дисциплина, официально позиционирующаяся как вид спорта, — так называемое кросс-кантри (попросту говоря, гонки по пересеченной местности). Главное требование к горным велосипедам этого класса — как можно более легкий вес. Отсюда и ценовая вилка. Стоимость велика весом всего 10 кг доходит до $5 тыс., а вот велосипед для кросс-кантри, который тяжелее всего на 4 кг, можно купить и за $300. Другой вид горновелосипедного спорта — даунхилл, то есть спуск с горы в виде «параллельного слалома», когда на склоне соревнуются два участника. Позже в моду вошел байкер-кросс (в английском варианте — fourcross), где одновременно участвуют уже четыре велосипедиста. Цена таких велосипедов разнится так же, как и у горных «кроссовиков». В основном все зависит от материала, из которого изготовлена рама: или это относительно дешевые авиационный алюминий и хромомолибденовый сплав, или углепластик, или карбон — одни из самых дорогих материалов. В высшем разряде выступают супердорогие титан, магниевый и скандиевый сплавы или различные комбинированные варианты.
Из любительских видов горновелосипедного катания сейчас наиболее популярен фрирайд — покатушки по трассе, пересекаемой трамплинами, оврагами, горными склонами и крутыми холмами. Условия, приближенные к боевым, требуют боевых машин. Они так и называются — фрирайдные велосипеды. Их отличает огромный ход подвески (более 100 мм), сверхпониженные передаточные числа шестеренок (вплоть до того, что передняя — ведущая — «звездочка» меньше задней), особая надежность элементов трансмиссии и опять же облегченный вес (14 кг считаются неплохим показателем). Ценовая вилка «фрирайдеров» примерно такая же, как и в номинации «кросс-кантри»: от 8000—9000 рублей за псевдоспортивный вариант до $5—6 тыс. за изделие класса «премиум» от ведущих производителей.

BMX велосипед

Английское слово BMX расшифровывается как Bicycle Moto eXtreme, и в переводе означает Вело Мото Экстрим. Существует множество версий происхождения этого вида спорта. Одна из основных, что основателем его стали Гарри Тёрнер (основатель фирмы GT), который разработал специально для своего сына небольшую раму, чтобы тот мог гонять по взрослым мототрассам. Так появился термин BMX и первый стиль — Race (гонки). BMX быстро вошёл в моду, но многим race быстро наскучил, и они вышли с великами на улицы города. Первые велосипеды были не так удобны, как современные. Их руль не поворачивался на 360 градусов, было много других недостатков. Но спорт развивался. Стали появляться тематические журналы, фирмы совершенствовали модели велосипедов, энтузиасты устраивали соревнования. Поэтому к 1990-ым годам BMX сформировался в полноценный вид спорта. Теперь он делится на пять дисциплин катания: street, flatland, dirt, vert, и race. Все дисциплины, кроме race, относятся к BMX Freestyle. Как понять, что перед вами велосипед BMX? Это совсем нетрудно! Почти у всех них по бокам прикручены трубы — пеги. Благодаря ним экстремалы могут скользить по перилам и высоким бордюрам. Ну и, конечно, 20-ти дюймовые колёса — маленькие и почти не убиваемые. Также BMX отличается низкой рамой и высоким рулем. Стандартный материал, из которого изготовляются детали BMX-ов, это хромомолибден 4130. Он легче стали и при этом такой же прочный. Также бывают титановые компоненты. Преимущество титана в том, что при весе в 1,5 раза меньше, чем у хромомолибдена, он сохраняет свою прочность, и плюс к тому металл устаёт в разы меньше. Так получается идеальная машина для прыжков и трюков — велосипед BMX. Что касается цен на BMX, то они весьма демократичны. Модели для начинающих стоят от 5000 до 10000 рублей, в то время как модели профессионального уровня можно приобрести в диапазоне от 15000 до 25000 рублей. Все зависит от популярности бренда, материала, из которого сделана рама (хромомолибденовые стоят дороже) и количества компонентов (система, вилка, шатуны, колёса и т.д.). BMXы с системой, состоящей из трех элементов, стоят на порядок дороже, чем их аналоги с одноэлементной системой.

Велопутешественник

Виктор Хмелик, фотограф, дизайнер, велопутешественник:
— Серьезно я катаюсь с 1989 года. Мы ездим на мыс Песчаный по льду до Мангугая (река Барабашевка), на остров Русский. Ездить можно везде, по любой тропе. Мы даже покорили танковые дороги за Славянкой, там, на полуострове Клерка, до сих пор проходят танковые учения. Просто сумасшедшие дороги! Самый серьезный поход был к корейской границе, к Хасану, он занял у нас дней пять. Везли с собой боковые сумки, палатки, все серьезно. А по городу я мало езжу, потому что грязно и много водителей, не соблюдающих правила дорожного движения. В походы я с собой чаще всего беру фототехнику, но не профессиональную, а хорошую мыльницу. Обычно не фотографирую что попало: пейзажи, закаты, — а исхожу их заранее продуманной концепции. Велосипед у меня горный, но не дорогой. Я к этим вещам отношусь просто — он ездит, этого достаточно. На нем я объездил весь Русский остров вдоль и поперек, все сопки, бухты, по кругу, назад и обратно. Много увидено, познано на велосипеде. Сына с собой таскаю, он понял, какой это бесконечный кайф — постигать пространство, напрягаться, чувствовать тонус и спортивную усталость в мышцах. Это настоящее счастье! С нами ездит много друзей, вообще костяк — человек пять, но группа видоизменяется. Машина у меня была, я ее разбил пять лет назад, и пока она мне не нужна. Я чувствую необходимость в ней только, когда еду на съемки с моделями: мне надо взять и то, и это, и моделей… А вот преимуществ путешествия на велосипеде перед авто или пешими путешествиями нет никаких — везде есть свой кайф. Знаете, почему так много людей пересело на машины? Не потому, что это удобно. В машине человек получает то, чего нет у него в жизни: в семье, на работе — чувство собственного пространства. Человек садится в машину и там медитирует. Так что для автомобиля свои пространства, для велосипеда — свои. Но на машине ездить на Русский остров — смысла никакого, для нее он маленький. Для пешехода он приемлемый, а для велосипеда идеальный.

Фото Виктора Хмелика, Сергея Кирьянова. Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 44, 2010 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>