Восточный Берлин

7 мая в Берлине в галерее «Грузиньяк», специализирующейся на русском искусстве, открывается выставка известных художников из Владивостока. Евгений Макеев, Лидия Козьмина, Олег Подскочин, Маша Холмогорова, Анна Щеголева и их сибирский коллега Сергей Форостовский перед полетом в столицу Германии рассказали о смысле своей миссии и том, чем отличается приморское искусство от европейского.


Восток и Запад… Всего несколько веков назад эти две противоположные стороны нашей планеты почти не взаимодействовали. Территориальная удаленность, трудность контакта породили такие разные взгляды на мир… Но, как предсказывали великие оракулы древности, спустя несколько веков «стальные птицы» с лёгкостью переносят людей в любую точку мира, а «обратная сторона Земли» перестает быть загадкой… Сегодня территориальная удаленность преодолена, однако та глубинная философия и психология, формировавшаяся тысячелетиями, так и осталась «обратной стороной» для западной цивилизации. Творчество художников, взросших на этой земле под солёное дыхание Тихого океана, жёлтые облака монгольских песчаных бурь, звук бамбуковых флейт и колокольчиков местных народов — это визуальный пример современного творчества, сквозь которое проросли ростки древнего Дальнего Востока…
Мы живём на Дальнем Востоке, при этом позиционируем себя европейцами, на самом деле представляя интересную смесь восточного и западного менталитетов. Парадокс в том, что мы знакомимся с лучшими образцами европейской и мировой культуры посредством дальневосточных музеев. Так в Токио, в Уено парке, наша выставка проходила по соседству с выставкой великого Вермеера. В Токио мы смотрим Леонардо и Прерафаэлитов, в Сеуле — Климта и Ренуара.


И наоборот — то, к чему стремились европейские художники в начале ХХ века, для нас — ежедневная действительность. Говоря другими словами — из русских художников мы не самые русские, мы — дальневосточники. В Китае, Японии, Корее нам приходится бывать гораздо чаще чем, скажем, в Москве.
Поэтому зрителя не должна смущать некоторая наша ориентированность на восточные ценности. К примеру, для нас работы Маши Холмогоровой «Вход» и «Выход» не просто архитектурные памятники восточной культуры, написанные в европейской манере, а символы чёрного и белого, Инь и Янь, краеугольный камень восточной философии. Проевропейские работы Олега Подскочина большей частью задуманы и написаны в Китае. В работах Макеева о Конфуции говорят исключительно европейцы… или так, европейцы говорят исключительно о Конфуции. Герои работ Ани Щёголевой, по паспорту русские, переживают жизненные коллизии, как истинные Даосы. Наиболее полно исключительность нашего географического положения выражена в работах Лиды Козьминой. Её Родина не Восток и не Запад, её Родина — планета Земля.
На этих «кажущихся» противоречиях мы и строим концепцию нашей выставки. Согласитесь, смешно, находясь в Германии, заявлять, что мы европейцы, когда, смеем полагать, многие даже не знают, где находится наш чудный город. Тем, надеемся, интересней будет представленное нами на суд европейского зрителя.

Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 43, 2010 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>