Всё о Франкенштейне

В честь 77-й годовщины первого появления на экране зловещего создания писательницы Мэри Шелли предлагаем вспомнить 10 лучших фильмов о Франкенштейне, от мрачной классики с участием Бориса Карлоффа до чудовищно уморительной комедии Мела Брукса (плюс еще 2 «непочетных гостя» нашего списка и 1 почетный).

Франкенштейн (1931)
Разгар Великой депрессии. В начале 1931 года на «Universal Studios» уже вкусили успех с экранизацией «Дракулы» Тода Браунинга и жаждали запустить в производство еще одну жуткую сказку. Но знаменитый актер Бела Лугоши отказался играть почти бессловесного монстра, считая, что это недостойно его таланта. Тогда Франкенштейном стал малоизвестный британец Борис Карлофф и в сознании зрителей остался им на многие десятилетия, хотя не всегда был этим фактом доволен.
Впечатляющий фильм Джеймса Уэйла, бесспорно, классика, но все же немного уступает его же более удачному сиквелу. Сцены, не связанные напрямую с монстром, грешат натянутостью. Актеры далеко не звезды, кроме колоритного Дуайта Фрая в роли горбатого помощника доктора Франкенштейна (Колин Клайв), — именно он роняет на пол «хороший» мозг, вынуждая тем самым использовать для эксперимента мозг преступника и зачиная этим всю трагедию. Но великий момент первого появления Монстра с тех пор ни в одном фильме ужасов так и не был превзойден.

Невеста Франкенштейна (1935)
Лучший сиквел всех времен (спорно) и вершина 75-ти летней «франкенштейнианы» (бесспорно). Квантовый скачок в смысле инвестиций и общего тона. Борис Карлофф демонстрирует невероятное вдохновение — его Монстр учится не только говорить, но и курить сигару. «Невеста» — апофеоз Золотой эры хоррора, удостоенный трех «П»: Печаль, Пафос и Порочность — последнее благодаря Эрнесту Тейсигеру в роли безумного гения, помогающего доктору Франкенштейну создать невесту для Монстра (4-х минутная роль Эльзы Ланчестер до сих пор остается величайшим эпизодом в истории кинематографа). 75 (всего!) минут фильма смотрятся на одном дыхании. Браво!

Сын Франкенштейна (1939)
Вероятно, наименьший по значимости фильм из трех первых в этой серии, снятых на «Universal». Последнее появление Бриса Карлоффа в роли Монстра. Приход во «франкенштейниану» Белы Лугоши в замечательном образе Игоря (со сломанной шеей) и Бэзила Ратбоуна в роли сына доктора Франкенштейна, обреченного повторить тщеславные ошибки умершего отца. Режиссура Роуленда В. Ли не столь живая, как у Джеймса Уэйла, но вполне адекватная, удачно дополнена экспрессионистскими декорациями и запоминающейся игрой Лайонела Атвилла в роли хитроумного шефа городской полиции (десятилетиями позже забавно спародированного в «Молодом Франкенштейне» Мэла Брукса). Но 99 минут для этого фильма все же многовато.

Призрак Франкенштейна (1942)
Та же студия «Universal», но уже без Карлоффа. «Призрак» начинается там же, где закончился «Сын», но Лон Чейни-младший в роли Монстра, надеющегося наконец-то получить «хорошие» мозги от сэра Седрика Хардвика (доктор Людвиг Франкенштейн), большим талантом не отличается. Хорошо хоть Бела Лугоши по-прежнему Игорь. Первый фильм Эрла С. Кентона, который, конечно, далеко не Джеймс Уэйл, но сумел сохранить достаточно притягательную атмосферу, благодаря чему фильм можно смотреть до сих пор.

Франкенштейн встречает Человека-волка (1943)
Исторически этот считается первым из множества последовавших затем фильмов о сразу нескольких монстрах («Чужой против хищника» и т.п.). Но самый большой минус в том, что Монстром решили сделать Белу Лугоши. Печальное зрелище. Такой отличный в роли Игоря и такой смехотворный в роли Монстра (настолько, что даже Питер Бойл в снятом через 30 лет фильме-пародии Мэла Брукса выглядит страшнее). Говорят, все его диалоги пришлось вырезать, так как в последний момент на студии сообразили: ведь у Монстра не может быть трансильванского акцента…

Дом Франкенштейна (1945)
Все возвращается на круги своя, — почти. Борис Карлофф снова в деле, но не как незабвенный Монстр,
а как злой ученый, доктор Густав Ниманн с франкенштейновскими шрамами на лице. Джон Кэррадайн в роли графа Дракулы. Монстра на этот раз играет (так себе) бывший ковбой Гленн Стрэйндж, а Лон Чейни-мл. в третий раз за 4 года становится Человеком-волком. Почти все они, за исключением Карлоффа, в том же гриме и в том же году встретились в фильме «Дом Дракулы», на чем студия Universal завершила свою серию «серьезных» хорроров.

Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна (1948)
Первая из пародий на фильмы ужасов. Неплохо обсмеянный «Дом Франкенштейна» с участием многих актеров оригинальной «франкенштейнианы». Бела Лугоши впервые за 15 лет снова нарядился Дракулой. Лон Чейни-мл. надел любимый костюм Человека-волка. А Гленн Стрэйндж, опять невзрачно, но терпимо, сыграл Монстра.

Проклятие Франкенштейна (1957)
Английская кинокомпания «Hammer Films» первой обнаружила, что жизнь (точнее, «не смерть») еще теплится в этом хоррор-франшизе, и запустила свой знаменитый цикл интерпретаций оригинального романа Мэри Шелли. Вот только роль Монстра великому актеру Кристоферу Ли (Саруман из «Властелина колец») вряд ли подходила, поэтому его затмил Питер Кашинг в образе безумного барона фон Франкенштейна (он также считается лучшим Ван Хельсингом), — таков был эффект «обратного проклятия» первых фильмов «Universal», где Монстр Карлоффа затмевал собой истеричного доктора Франкенштейна Колина Клайва.

Месть Франкенштейна (1958)
Кристофера Ли в образе Монстра заменил Майкл Гвин, но Питер Кашинг остался (на этот раз в роли доктора Виктора Франкенштейна). Режиссер Теренс Фишер по праву считается мастером киноужаса того времени, хотя его истинным шедевром стал «Дракула» того же года с Кристофером Ли в виде лучшей экранной реинкарнации бессмертного графа. «Hammer Films» выпустила еще 4 картины о Франкенштейне, но ее самой удачной продукцией, образцово-ужасной, остались фильмы о Дракуле.

Молодой Франкенштейн (1974)
Одно из лучших запечатленных на целлулоиде достижений Мэла Брукса, великолепный пародийный синтез из первых трех «франкенштейновских» фильмов студии Universal и замечательно подобранный актерский состав: Питер Бойл в роли похотливого Монстра, Джин Уайлдер в роли доктора Франкенштейна (в истеричной манере Колина Клайва), Марти Фельдман в роли то горбатого, то нет Игоря. А также Клорис Личман, Джин Хэкмен (слепой отшельник из «Невесты»), Маделин Кан и Тери Гарр («инь» и «янь» любви), Кеннет Марс (персонаж Лайонела Атвилла в «Сыне»). Блестяще снятый «под черно-белое кино» (оператор Джеральд Хиршфельд!) в реальных останках какой-то лаборатории 1930-х годов, «Молодой Франкенштейн» стал, по мнению многих, последним словом в кинопародии и сделал все последующие работы в этом жанре почти никчемными.

«Франкенштейн» Мэри Шелли (1994)
Экранизация «Дракулы» 1992 года легко превзошла снятый в 1931 году оригинал с Белой Лугоши. Поэтому считавшийся в 1990-е вундеркиндом кинематографа Кеннет Брана вознамерился сдуть пыль с другого знаменитого готического романа, дабы перечеркнуть таким образом многие печально известные сиквелы о Франкенштейне, за последние 50 лет сделавшие из Монстра-иконы обычное посмешище. Он даже выступил сам в роли доброго доктора и пригласил оскароносных актеров. Но сделать из Роберта Де Ниро — Монстра Франкенштейна… Из того самого Де Ниро, который только что отыграл «Славных парней» и «Мыс страха» и вообще никогда не был замечен в чем-либо, напоминающем готику… Это слишком. Кроме того, все 128 минут фильма — сплошная скука.

Ван Хельсинг (2004)
В отличие от «Франкенштейна» Кеннета Браны, «Ван Хельсинга» Стивена Соммерса нельзя назвать скучным. Нелепым и абсурдным — да, но только не скучным.
Идея собрать вместе всех знаменитых чудовищ из франшизов компании «Universal», впрочем, похвальна, как дань уважения «Дому Франкенштейна». Но проблема в том, что знаменитый ученый доктор Ван Хельсинг никогда не подрабатывал супергероем, не оснащался всякими техноштуками на зависть Бэтмену и даже отдаленно не напоминал красавца Хью Джекмана. Получилось феерическое шоу со слабым сценарием, посредственной актерской игрой, невнятной режиссурой и множеством классных спецэффектов.

Боги и монстры (1998)
В талантливом фильме режиссера Билла Кондона герои первых двух картин о Франкенштейне «оживают» либо в воспоминаниях давно ушедшего на пенсию, всеми забытого режиссера Джеймса Уэйла (Иан МакКеллен), либо во снах его садовника, бывшего морского пехотинца Клэя Буна (Брендан Фрейзер). Происходит завораживающее проникновение реальной (экранно-реальной) жизни в фантастически-бредовый мир старой киносказки, в котором Брендан Фрейзер позирует Уэйлу-художнику с противогазом на голове, а «безумный ученый» изо всех сил пытается создать «монстра» только затем, чтобы тот его убил. Но «монстр» оказывается человечнее своего «создателя», — как и полагается в трогательной истории о Франкенштейне.

Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 35, 2008 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>