Ядран: море, солнце, камни

Хорватское побережье — это гигантская марина, набитая миллионами яхт и катеров со всей Европы. Раз в год их хозяева, чаще всего немцы и австрийцы, приезжают сюда на огромных минивэнах, загруженных пивом и сосисками, и, перегрузив всё это добро в каюты и трюмы, выходят из порта на десяток миль, чтобы покачаться на тёплых волнах Адриатики, под всегда ясным, пронзительно синим небом. Обычно у одного из тысячи островов и островков, среди которых обитаемы всего 66, яхты заякориваются, а их пассажиры и капитаны, раздевшись донага, вытаскивают в кокпит шезлонги и замирают на все две недели отпуска в классической позе «жизнь удалась» с запотевшей бутылкой в руке.
Чтобы в более энергичном варианте насладиться тем уникальным сочетанием свободы и комфорта, которое даёт любителям морских путешествий Ядран — хорватская Адриатика, — нужна байдарка.
В отличие от яхт, объявления о прокате которых висят на каждом углу, байдарку достать не так легко. И всё же в Хорватии есть десяток мест, где можно арендовать эти лодки, от примитивных посудин для пляжных развлечений до серьёзных океанских каяков, вместе с вёслами, спасжилетами, а также газом, палатками, ковриками и прочей амуницией. Отправной точкой нашего путешествия мы выбрали Пакоштане — маленький и очень уютный городок неподалёку от Задара, столицы Северной Далмации, поскольку хозяин местного агентства, колоритный француз по имени Себастьян, предлагал очень качественные немецкие каяки «Prijon» по сходной цене. Я не знаю, осознавал ли Себастьян, что мы находимся от него за 12 тыс. км, когда объяснял по Интернету, как легко его найти: «Идите от автобуса к морю, справа увидите катамараны на берегу, я буду там». Эти катамараны удалось разглядеть даже на спутниковом снимке в Google. И уже через несколько часов после приземления в загребской «зрачней луке» (воздушной гавани), преодолев на автобусе по бесконечным тоннелям все хребты, отделяющие хорватскую столицу от моря, мы выбирали двухместный каяк посимпатичнее.

Себастьяна не интересовало, куда мы собираемся и зачем, он не потребовал в залог документы, депозиты и прочие гарантии, но на всякий случай дал морскую карту и номер своего сотового. Ещё он посчитал своим долгом предупредить, что на островах практически нет пресной воды, а на вопрос, куда заплывать не следует, удивлённо ответил, что таких мест нет. На десять дней путешествия мы загрузили 34 литра воды, 8 литров хорватского «домаче» (виноградного красного), продукты и отправились в свободное плавание.
Наверное, нигде с материкового берега Хорватии невозможно увидеть тот бескрайний простор, который принято называть морем на Дальнем Востоке. Весь горизонт занимают острова и островочки, по большей части гористые. Ширина островного пояса в районе Пакоштане — около 20 км. Чем дальше от материка, тем острова становятся меньше, расположенные на них небольшие городки сменяются отдельными дачками, а затем и полным безлюдьем, редеют покрывающие их леса, так что самые мористые острова покрыты только травой. Одно остаётся неизменным — это камни. Вулканическая порода, твёрдая и острая, как битое стекло, — главный враг байдарок. Из-за неприступных скал нет возможности пристать к берегу где угодно, да и ходить по такому дну неприятно. Но время от времени всё же попадаются бухточки с более мягким камнем или даже пляжики, куда можно вытащить лодку и вдоволь накупаться.
Вот так, от острова к острову, от бухточки к бухточке, с многочисленными остановками, чтобы полежать на горячих камнях и погрузиться в прозрачную прохладную пучину (всего +22о С в начале июня!), за 10 дней было пройдено около 200 километров. Каждый день утром и вечером наступал абсолютный штиль, и лодка скользила по поверхности моря, как по зеркалу, днём поднимался бриз, который остужал раскалённые тела и развлекал игрой с волнами, а то и заставлял искать укрытия в тихой бухте. Дождя, мороси, тумана и прочих прелестей приморского лета не было. Дней шесть мы были практически одни в бескрайнем просторе из неба, моря и островов. Изредка встречались яхты с весёлыми, совершенно голыми людьми, которые приветствовали нас радостными «Добр дан!» и «Гутен таг!», лодки с живописными рыбаками и рыбачками, а в отдалении проносились с заунывным воем огромные белые сигары катеров без каких-либо признаков жизни на борту.

Загадка ядранских островов — это заборы. Каждый клочок суши, независимо от рельефа и растительности, испещрён каменными стенами высотой 1—3 метра. Иногда они огораживают небольшие оливковые рощи — в этом случае их назначение понятно: в древности острова были заселены. В других местах заборы покрывают склон частыми параллельными берегу линиями. Может быть, это древние террасы, потерявшие почвенный слой? Но иногда заборы круто сбегают вниз по склону перпендикулярно берегу! А на пустынных Корнатских островах бесконечно длинные и абсолютно прямые одинокие стены пересекают эти клочки суши в разных направлениях от берега до берега. Остаётся только фантазировать, для чего такие странные сооружения были построены римлянами или венецианцами (а может быть, ещё до них?), и сколько кладов и археологических находок скрывает эта древняя земля.
Формальной целью нашего путешествия была россыпь мелких жёлто-зелёных (цвета высохшей травы) островков на краю открытого моря — архипелаг Корнаты, один из знаменитых хорватских национальных парков. Полюбоваться этим инопланетным пейзажем прибывают яхты издалека, для них есть обустроенная гавань и ресторан, в котором подают свежевыловленные деликатесы, но ставить палатки здесь нельзя. К счастью, на о. Леврнака посреди заповедника есть кемпинг, где это можно сделать за 57 кун «з особы». Дороговато, конечно, но при кемпинге есть «куча» (домик), а в «куче» — «душа» (душ), который оказался очень кстати после пятидневной просолки на солнце!
Через 10 дней, достигнув 100 % шоколадности, мы с благодарностью вернули наш красный 5-ти метровый болид Себастьяну, сняли апартаменты поблизости и предались другому виду земных наслаждений — безделью. Есть в этом своеобразная прелесть — по утрам отправляться из дома на пляж, завернувшись лишь в полотенце, а по вечерам наблюдать за незнакомой жизнью балканской таверны с неоригинальным названием «Пакоштанец». Днём городок Пакоштане предлагает широкий выбор туристких развлечений: можно съездить в основанный римлянами Задар, где целый клубок достопримечательностей, или в средневековые Шибеник и Трибунь, или на потрясающие водопады реки Крка, сбегающей к морю с Динарских гор. Можно кататься на велосипедах вокруг городка, купаться и загорать на море, а лучше провести сиесту в тени. Всё хорошо в ядранской жизни, одно плохо — теперь трудно придумать, куда бы ещё можно было настолько чудесно выбраться на пару недель!

Бюджет на 2,5 недели (2 чел.):
• проезд Владивосток—Москва и обратно («Владивосток-Авиа») — 20 тыс. руб.
• проезд Москва—Загреб и обратно («Аэрофлот») — 24 тыс. руб.
• проезд аэропорт—Загреб и обратно — 120 кун
• проезд Загреб—Задар—Пакоштане и обратно (автобус) — 520 кун
• аренда байдарки на 10 сут. — 150 евро
• кемпинг на 1 ночь — 114 кун
• аренда апартаментов (1-комн. мебл. квартира с кухней) на 7 сут. — 180 евро
• вода на всё время плавания — 50 кун
• питание, развлечения, местные поездки и мелкий шопинг — около 2700 кун
ИТОГО: 75 тыс. руб.

- авиабилеты по указанным ценам можно приобрести только заранее, лучше зимой;
- в мае-июне все услуги существенно ниже, чем в июле-августе, но шопинг — дороже;
- с апреля по октябрь 2010 г. для граждан России виза в Хорватию не нужна;
- 1 евро = 7,2 куны, или 39 рублей.

Текст Олега Малышева, фото автора. Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 45, 2010 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>