Ясно море

Как-то мне довелось присутствовать при разговоре четырех яхтсменов. Они только что вернулись из очередной гонки и возбужденно обсуждали произошедшее. Из всей речи я смогла распознать только смех и слова «по пояс в воде».
Парусный спорт — это особый мир. Здесь говорят малопонятными для обычных людей словами, умеют обращаться с парусами, предпочитают шторм штилю и имеют сильную зависимость. Зависимость от моря.
Кстати, о словах. Анатолий Верба, обошедший на яхте «Фазис» вокруг света в международной парусной гонке, выпустил справочник «Стандартные морские фразы для малых судов». Теперь яхтсмены вместо того, чтобы махать руками и орать идущему навстречу судну: «Сворачивай на фиг, сворачивай!» — могут произнести изящную фразу: «Keep clear!», — заблаговременно найдя ее в разделе «Заблаговременные намерения». Если заблаговременно приобретут справочник перед выходом в море.

Парусный спорт

Возникновение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, царь-реформатор использовал для подготовки моряков малые суда. «Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 году учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» — прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных. Организация Невского флота завершилась в 1718-м, когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского флота царь поставил одного из лучших моряков — стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организацию и свои, утвержденные Адмиралтейской коллегией, устав и флаг.
Владивостокская же «зависимость от моря» насчитывает вот уже 120 лет. Историю парусного спорта в Приморье хорошо изложил старейший приморский яхтсмен Евгений Жуков:
«Парусному спорту в России более двух столетий. Он зарождался в Санкт-Петербурге, Одессе и в конце 1890-х годов во Владивостоке. На берегу Золотого Рога, недалеко от памятника Г.И. Невельскому, гражданин Владивостока Игонин построил клуб и причал для первых яхт, лодок и теннисный корт. А в Амурском заливе, там, где сейчас водная станция «Динамо», другой благотворитель Камнацкий построил клуб для любителей плавания, яхтсменов и солярий с кабинками. Яхты могли швартоваться к деревянному пирсу, примыкающему к дощатому солярию, а ночью стояли в Семеновском ковше (ныне Спортгавань). Ковш служил укрытием для двух- и одномачтовых парусников «шампунек», принадлежащих китайцам, нескольких малых паровых катеров и килевых яхт, принадлежащих состоятельным горожанам». В истории владивостокского парусного спорта были взлеты и падения, но в результате слова Евгения Жукова: «Верю, что придет время, когда в акватории Амурского залива вспыхнут белоснежными парусами десятки быстроходных яхт», — оказались пророческими.

Яхтсмены

В яхтенном спорте нет ни одного прагматика. В непредсказуемом море нельзя ничего спрогнозировать. По словам опытных яхтсменов, ситуация, когда ты лидируешь в гонках, а через пару секунд оказываешься седьмым, — довольно обычная. Рассказывают, что одна команда перед соревнованиями в другой стране приехала заранее, чтобы как следует подготовиться. Они провели кучу исследований, измерений, вычислили силу и направление ветра. И в результате — ни одной медали.
Для парусного спорта возраст и социальное положение не играют большой роли. После соревнований прошедшую гонку с одинаковым жаром обсуждают олигархи, профессора и простые рыбаки. Так же и с возрастом — 10-летний мальчик и 70-летний мужчина относятся друг к другу с одинаковым уважением и общаются на равных. Потому что в этом демократичном виде спорта главное другое — любовь к морю, смелость, опыт в управлении яхтой, уверенные знания морских наук, умение работать в одной команде.
Пол, кстати, также не имеет значения. Яхтсменки, несмотря на распространенное заблуждение, что женщина на корабле — к несчастью, наравне с мужчинами ходят под парусом и берут призовые места в гонках и регатах.

Парусная регата

Ежегодно Приморская Федерация парусного спорта проводит порядка 30 регат. Две из них включены в календари всероссийской и международной Федераций парусного спорта: «Кубок Залива Петра Великого» и «Кубок Семь Футов». Начиная с 2003 года, в рамках традиционной регаты «Кубок Залива Петра Великого» проходит чемпионат России в классе «Конрад 25Р». Для обеспечения высокого уровня судейства на регату приглашаются ведущие российские судьи. Ее неизменный гость — Александр Котенков, президент Всероссийской федерации парусного спорта.

Типы парусных яхт

Тип яхты определяется конструкцией корпуса и вооружением. По первому признаку различают крейсерские и гоночные яхты.
Основное назначение гоночных яхт — парусные гонки на ограниченных дистанциях, поэтому такие яхты строят предельно легкими. Для дальних плаваний они недостаточно прочны и не имеют бытовых удобств. В них нет каюты, рубки, трюмов, да и киль у многих из них убирающийся — шверт. Понятно, что никаких припасов, кроме бутербродов и бутылки лимонада, в такую яхту не погрузить. Кроме того, швертботы легко переворачиваются даже при среднем и слабом ветре, устойчивость же обеспечивает работа экипажа.
Крейсерские яхты, наоборот, имеют очень прочную конструкцию и максимально удобны. Они отвечают своему основному назначению — крейсерским плаваниям и гонкам в открытом море с большим удалением от базы. Однако не все крейсерские яхты способны ходить через океаны. Их так называют, чтобы отличать от гоночных яхт. В современном парусном спорте чисто крейсерские яхты распространены мало.
Имеется большое количество яхт для участия в морских гонках, которые называют крейсерско-гоночными. Такие яхты пригодны и для дальних плаваний, вплоть до океанских. Крейсерские и крейсерско-гоночные яхты снабжены необходимым штурманско-навигационным оборудованием и, как правило, вспомогательным двигателем.

Знаменитые яхтсмены

Валентин Григорьевич Манкин (1938). Список наград этого яхтсмена, родившегося в украинском селе Белокоровичи, впечатляющ. Это единственный в мире яхтсмен, выигравший золотые олимпийские медали в трёх различных классах. Он очень много сделал для развития парусного спорта СССР. Заслуженный мастер спорта (1968), заслуженный тренер СССР (1984). Чемпион Олимпийских игр (1968, 1972, 1980), мира (1973), Европы (1973, 1978—79), неоднократный чемпион СССР (1959—1991).
Сэр Питер Блейк (1948—2001). Знаменитый яхтсмен, исследователь и путешественник из Новой Зеландии. Вот лишь немногие факты из его жизни. Преподнес своей стране знаменитый Кубок Америки (1995) — лишь во второй раз за 144-летнюю историю Кубка его выиграла неамериканская команда. Установил новый рекорд в гонке Жюля Верна, совершив кругосветное плавание за 74 дня и 22 часа. Получил рыцарский титул за заслуги в яхтенном спорте. Избран британским яхтсменом года (1995). Назван преемником Жак-Ива Кусто, став главой Общества Кусто и шкипером исследовательского судна Calypso 2 (1997).

Снаряжение яхтсмена

Дек-шуз. Конечно, выходя в море на яхте, можно надеть на ноги кеды, кроссовки или резиновые сапоги, однако большинство яхтсменов предпочитают выходить на воду в дек-шузах. Эти легкие кожаные ботинки специально созданы для того, чтобы не скользить по мокрой палубе. В штормовую погоду можно надеть резиновые сапоги, но, если окажешься за бортом, не исключено, что сапоги придется ловить в воде.
Непромокаемая одежда. Многослойность — один из наиболее важных принципов подбора одежды для мореплавания. Правильное сочетание слоев обеспечивает сохранение тепла. Оптимальным считается подбор одежды из трех слоев: 1 — базовый (влагоотводящий), 2 — средний (термоизолирующий), 3 — внешний (водонепроницаемый). Очень важно, чтобы последний слой был из современной «дышащей» ткани. Производители одежды для яхтсменов предлагают как раз «трехслойные системы» для максимального комфорта и защиты от воздействий окружающей среды.
Мокрый гидрокостюм. Эта одежда предназначена для виндсерфинга или для хождения на «мокрых» гоночных швертботах. По конструкции мокрые гидрокостюмы бывают полные, раздельные и короткие. Лучший вариант — полный гидрокостюм и жилет, который надевается поверх гидрокостюма на случай особо холодной погоды. Модели с отдельными рукавами приносят больше неудобств, чем комфорта. Нужен ли короткий гидрокостюм? В случае, когда не особенно тепло, но и не холодно, можно обойтись обычными шортами (лучше немного померзнуть в шортах, чем перегреться в коротком гидрокостюме). Главное — гидрокостюм должен плотно облегать тело и сидеть так, чтобы не было складок и мест, где будет скапливаться вода.

Морская болезнь

К сожалению, в романтичном яхтенном спорте есть место прозе жизни. Что поделаешь, если таковы особенности человеческого организма.
Яхтсмены говорят, что привыкнуть к морской болезни невозможно. Остается только выдумывать разные способы, чтобы облегчить страдания. Оказывается, у разных видов качки симптомы различаются.
Бортовая качка сильно выматывает, но укачиваешься от нее не так сильно. А вот килевая качка, та, которая вверх-вниз, приносит морскую болезнь в полном ее объеме.
Из всех рекомендаций по преодолению этого состояния наиболее действенными остаются следующие советы — нужно оставаться на свежем воздухе, желательно выбрать место ближе к центру тяжести лодки, чтобы уменьшить воздействие качки. Лучше всего прилечь и закрыть глаза, чтобы движения волн не сводили с ума мозжечок. Если способность двигаться остается, то лучше чем-то заняться, чтобы отвлечься. Главное — помнить, что от морской болезни не умирают.

Фото из архива компании «Владивосток Авиа». Материал опубликован в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 43, 2010 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>