Золотая коллекция альтернативной музыки Владивостока

Нравится это кому-то или нет, но Владивосток последние пару десятилетий сохраняет почетный титул «кузницы самой интересной и модной музыки № 1 в России». Спорным это может показаться только тому, кто ничего не знает о массовости явления. Речь о десятках музыкантов, не считая знаменитостей, вроде группы «Мумий тролль», «Листья травы» или Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота. Другое дело, что эта кузница существует параллельно всей отечественной музыкальной индустрии, до которой местным музыкантам, похоже, и нет особого дела. Она, в свою очередь, платит им той же монетой. И если первые нашли массу способов существования вне широкой сцены, то последней ее пренебрежение обходится дорогой ценой. Однообразный и отфильтрованный теле- и радиоконтент приближает общество к идее избавления от приемников или, по крайней мере, к отказу от привычки с их помощью потреблять назойливые мелодии. Внимание публики притягивает Интернет. Несколько избранных песен из репертуара местных музыкантов способны вызвать озноб у среднестатистического россиянина, дав понять, сколько он потерял, тратя время на басковых, шевчуков и «виагру».

БИО ВИА АЙ ЖЫ: «Я видел Боба в марле»

Первое впечатление, что слышишь нечто такое безудержное, остроумное и свежее, что жизнь кажется еще занятнее. Хотя, по большому счету, звучит довольно примитивно. Вполне в стиле панк. И все же полно энергии и (это приходит чуть позднее) вкуса: как в тексте, так и в музыке. В этом убеждаешься, познакомившись с другими песнями группы. Например с «Охотой на тюленей», где шаманский варган искусно сочетается с электроникой.

Корейские LЁDчики: «Медведев»

Наверное, самая знаменитая хип-хоп группа из Владивостока, прославившаяся сначала в Сети, а потом и на столичных улицах, когда ее песню «План Путина» выбрали в качестве саундтрека для своей демонстрации российские оппозиционеры. После этого один из центральных каналов решил выпытать у музыкантов, не специально ли они сочиняют песни для маршей и не идут ли они по стопам Михаила Борзыкина? Да нет. Не специально. Уклончиво ответили музыканты и продолжили сочинять новые отклики на злободневные темы. Песня, посвященная действующему президенту страны, в отличие от памфлета предшественнику, где сплошь нагнетаются кошмары, звучит оптимистической юмореской и построена на пародировании творения Зацепина и Дербенева из к/ф «Кавказская пленница».

Михаил Павин: «Чуркин»

Если присуждать кому-то звание самого неформатного музыканта, то его с первого же концерта по праву заслужил самый авторитетный фотограф-концептуалист в городе, чьи работы экспонировались в Берлине, Москве, Ниигате и т.п. Взяв в руки гитару и начав петь свои стихи, исполненные сарказма и неприкрытой социальной правды, Михаил Павин выразил значительную часть царящего в обществе раздражения по поводу коррупции, несправедливости и просто грязи. Суперхит — песня про Чуркин, спальный район Владивостока, который по «плану Саммита АТЭС» свяжется с центром города при помощи моста.

Саманта Смит: «Rock’n’rolla»

По-настоящему заводной рок-н-ролл в исполнении графических дизайнеров, воспитанных на Radiohead и постмодернистской литературе. Несмотря на концептуально заданный игровой настрой, песня представляет искренние сложные чувства и, несмотря на декларацию независимости от рок-н-ролльных традиций в припеве, наэлектризована в лучшей манере рок-хитов 70-х (чем-то напоминая The Kinks).

Обезбредить бомбу: «Унижай его»

Стильная и искрометная музыка. Помесь технопанка и новой волны. Утонченный психологизм и нагловатый драйв. Детям до 16 и интеллигентам советской закалки слушать не рекомендуется.

Александр Квас: «Человеческий кризис»

Молодой, но реальный мастер абсурда и к тому же интересный актер независимого кино, нескольких кадров с которым достаточно, чтобы вызвать искреннюю симпатию. Чудесным образом из нарочито непрофессионального вокала, вороха натуралистических образов и псевдопопулярной рэп-музыки делает смелые и органичные вещи, цепляющие за душу.

Substrata: «Сказка»

Единственная группа в этом ряду, выделяющаяся своим несомненным профессионализмом. Играют настоящий арт-рок, экспериментируя, наверное, со всеми известными стилями. Самое явное, что можно услышать профану, — джаз, фанк, рок, нойз и т.п. Кое-что напоминает классиков жанра типа King Krimson или Gentle Gaint. Некоторые вещи, как, например «Сказка», звучат изысканно, а некоторые, не выдерживая напора эклектики и объятия необъятного, норовят уложиться в жесткие структуры, звучащие порой как длинноты (нередко патетические, чем опять же группа отличается от всех выше перечисленных, лишенных пафоса напрочь). Джазовые импровизации, когда музыканты освобождаются от своих сверхзадач, звучат куда более ценно.

Опубликовано в бортовом журнале «Владивосток Авиа» № 47, 2011 г.

0 Comments

Comments RSS

Leave a comment

Allowed tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>